Analitik (analitik_tomsk) wrote in m_introduction,
Analitik
analitik_tomsk
m_introduction

Category:

Сентябрь 1939: Война или «Освободительный поход»?

Современная жизнь штампов советской пропаганды.

Сентябрь 1939: Война или «Освободительный поход»?
Мемориал жертвам Катынского расстрела в Нью-Джерси, США.

Разразился дипломатический скандал: Министерство иностранных дел Польши потребовало объяснений у российского посла в связи с публикацией этой статьи С.Н. Ковалева на официальном сайте Минобороны России. На информационном сайте «Новости NEWSru.com» 4 июня 2009 года сообщалось: «Скандальный текст под названием “Вымыслы и фальсификации в оценках роли СССР накануне и с началом Второй мировой войны” пропал из раздела “История против лжи и фальсификаций” сайта Минобороны России. Напомним, статья за подписью начальника научно-исследовательского отдела военной истории Северо-Западного региона РФ Института военной истории Министерства обороны, кандидата исторических наук полковника Сергея Ковалева потрясла общественность.

Полковник Ковалев сделал вывод, что в начале Второй мировой войны виновата не Германия, а Польша: упрямые поляки отказались выполнить “обоснованные” требования Гитлера и отдать фашистам часть своей территории, за что и были завоеваны». Начальник Управления пресс-службы и информации МО РФ полковник Александр Дробышевский 4 июня 2009 года вынужден был выступить с разъяснениями: аналитические материалы, размещенные на сайте Минобороны РФ в разделе «Военная энциклопедия», не являются официальной позицией российского военного ведомства и их «не следует рассматривать как официальную точку зрения Минобороны».

На следующий день, 5 июня 2009 года, уже сам начальник российского Генштаба, генерал армии Николай Макаров заявил журналистам в Москве, что статья военного историка Ковалева о причинах начала Второй мировой войны, опубликованная на днях на сайте Минобороны РФ, не является официальной позицией министерства.

Из сравнительно недавно изданных работ, частично затрагивающих данную тему, отметим также коллективное исследование, подготовленное специалистами Института российской истории РАН и посвященное 70-летию начала Второй мировой войны. Польским событиям в ней посвящена глава пятая — «Документальная хроника военного похода в Западную Белоруссию и в Западную Украину. Сентябрь — октябрь 1939 г.». В ней приводится значительное количество фактического материала в виде информационных блоков, размещенных в хронологическом порядке [9]. На этой главе следует остановиться особо.

Автор данной главы — Т.С. Бушуева — в первом же абзаце отмечает существование проблемы: «являлся ли поход в Западную Украину и Западную Белоруссию освободительным или нет» [10]. Ответа на этот вопрос, однако, не дается. Зато приводится весьма примечательный вывод, требующий отдельного комментария: «Публикуемые документы в главе свидетельствуют, что в результате фронтовой операции осени 1939 г., вошедшей в отечественную историографию как освободительный поход в Западную Украину и в Западную Белоруссию, на карте возникнет линия общего соприкосновения Красной Армии с немецкими войсками» [11]. Обратим внимание, что текст от слова «возникнет» до конца предложения выделен в публикации жирным шрифтом. Также указывается, что «освободительный поход» якобы являлся всего лишь фронтовой операцией, хотя в действительности он проводился силами не одного, а двух фронтов — Белорусского и Украинского, о чем сами авторы сообщают читателям ниже [12]. Перейдем к еще одной выдержке: «Таким образом, на границе с Польшей было сконцентрировано около миллиона советских солдат, танковые части, авиация» [13]. То, что в «освободительном походе» участвовали танки и авиация, открыто писала даже советская пресса в 1939 году, а вот о миллионе солдат соответствующая ссылка № 24 почему-то не дает информации, ибо представляет собой комментарий, а не отсылку к архивным материалам!

Вводная часть главы включает отсылки к различным публикациям, начиная от советского времени до сегодняшних дней. Одним из носителей новейшей исторической мысли Т.С. Бушуева выбрала А. Мартиросяна. В силу своей известности пятитомником «200 мифов о Сталине» (2007), вероятно, он считается [14] авторами анализируемой публикации также признанным и безальтернативным знатоком событий осени 1939 года. Однако они не обратили внимание, что материал А. Мартиросяна посвящен не советско-польскому столкновению, а периоду работы немецкой разведки против СССР с осени 1939-го до 1941 года с территории оккупированной Польши.

В данной главе в глаза бросается массовое использование различного материала, не подтверждаемого абсолютно никакими ссылками на источники. Так, на с. 155 приводится спецсообщение Особого отдела ГУГБ НКВД СССР от 16 сентября 1939 года. Три абзаца текста с выдержками из этого сообщения не подкреплены никакими сносками [15]. Также относящаяся к этому документу НКВД таблица «Белорусский особый военный округ» [16], отображающая данные о ходе мобилизации в последнем по состоянию на 14 сентября 1939 года, почему-то сопровождается [17] сноской № 17 на публикацию О.Ф. Сувенирова, где речь действительно идет о различных соединениях того же округа, но только по состоянию… на 1 мая 1939 года!

Обозревая события 15 сентября 1939 года, авторы на пяти страницах подряд обильно цитируют боевой приказ № 01 штаба Белорусского фронта, но ссылок на соответствующий архивный документ не приводят. Без ссылок даются также оперативные сводки Генштаба РККА за 19–25 и 27–28 сентября 1939 года [18]. Отсутствует ссылка на сообщение Л.З. Мехлиса в НКО и в ЦК ВКП(б) от 24 сентября 1939 года, приводимое на трех страницах книги [19]. Ссылка на запись из дневника замнаркома иностранных дел В.П. Потемкина за № 5496 от 4 октября 1939 года также отсутствует [20].

Примечательно также, что в данном разделе из 154 ссылок на польские работы приводятся только три (все они посвящены «лагерной» тематике, а не собственно военным действиям), хотя специалисты из этой страны ввели в научный оборот огромное количество до сих пор неизвестных в России документов именно о военных событиях осени 1939 года, в том числе — и из фондов Российского государственного военного архива. В обзор этих публикаций, кстати, не вошли те немногие российские исследователи, которые не разделяют оптимизма официальной историографии по поводу хода и результатов «Освободительного похода в Западную Украину и в Западную Белоруссию».

К их числу, например, относится и магнитогорский историк В.А. Токарев. Проанализировав судьбу 1405 бойцов и командиров РККА, погибших в Польше осенью 1939 года, он выяснил, что только по 259 из них в официальных документах было указано точное место захоронения (т.е. в 18,4% случаев) и только в 30% случаях была указана точная дата гибели. То есть, согласно доступным советским документам, свыше 80% из погибших в Польше в 1939 году погибли неизвестно где, а 70% — неизвестно когда! Автор отмечал, что «иногда погибшие приписывались к несуществующим воинским частям и нередко лишались права иметь последнюю прописку во времени и пространстве» [21]. Таким образом, даже к собственным командирам и бойцам, выполнявшим волю советского же государства и погибшим за него, руководство СССР отнеслось как к расходному материалу.

Разумеется, советско-польские отношения периода Второй мировой войны не исчерпывались событиями осени 1939 года или катынской драмой. Чтобы не заблудиться в дебрях отражения этих событий в современных российских исторических публикациях, обратимся к одному, но весьма показательному примеру.

Речь идет о документальной публикации с красноречивым названием «Как польское вооруженное подполье “помогало” Красной Армии разгромить нацистскую Германию. 1944–1945 гг.», 25 февраля сего года размещенной на официальном сайте Росархива.
Ее подготовили: Федеральное архивное агентство, Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ), Архив Президента Российской Федерации (АП РФ), Центральный архив Министерства обороны России (ЦА МО РФ), Центральный архив ФСБ России (ЦА ФСБ РФ), Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), Российский государственный военный архив (РГВА), Архив внешней политики Российской Федерации ИДД МИД России (АВП РФ).

Уровень этой публикации, в частности, хорошо отражает приведенный документ № 3 от 27 апреля 1944 года — «Выписка из спецдонесения Отдела военной цензуры 1-го Белорусского фронта о случаях убийств военнослужащих Красной армии на территории Западной Украины и Западной Белоруссии участниками польских подпольных вооруженных формирований» [22].

Но из 16 примеров большинство дается или без указания национальности нападавших бандитов, или со ссылкой на «предателей-украинцев». Сами поляки упоминаются только в двух (!) случаях, причем они фигурируют либо как «беженцы», либо как «обманутые немцами».

Однако самый примечательный документ — это № 11, где, в частности, говорится, что попавший в плен руководитель польского сопротивления в Варшаве Бур-Комаровский «по заданию немцев формирует польские легионы для борьбы с Красной Армией»!

Почитав труды остепененных солидных авторов из разных отраслей российской науки и не менее солидных госучреждений, становится грустно: кто же были наши союзники? Мало того, что они сами раздували Вторую мировую войну, заставляли СССР освобождать их территорию аж за два года до нападения на Советский Союз немцев, так ведь еще и изображали восстание в собственной столице, чтобы в немецких же лагерях легче было сгруппироваться для борьбы с Красной Армией…


Примечания

1. Война и политика, 1939–1941. М.: Наука, 1999. С. 50–51, 62.
2. См., например: Современная российская историография о масштабах и итогах боевых действий Красной Армии в Польше осенью 1939 г. // Проблемы истории Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Материалы межвузовской научной конференции. Вып. 3. Самара, 1996. С. 46–48; ВВС РККА в войне против Польши осенью 1939 г. // История авиации. 2000. № 6. С. 11–14; 2001. № 1. С. 24–27; Об итогах применения советской авиации в войне с Польшей 1939 г. // Чтения по военной истории. Сб. ст. [Материалы международной научной конференции, 19–21 апреля 2007 г.] СПб., 2007.С. 60–63; Польская кампания 1939 — первый опыт применения ВВС Красной Армии во Второй мировой войне // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. 2008. Вып. 3. Сентябрь. С. 50–55; Stiepanow A. Lotnictwo Armii Czerwonej w wojne sowiecko-polskiej jesienią 1939 roku // Przegląd Sil Powietrznych. Miesięcznik wydawany przez Dowództwo Sił Powietrznych. № 9. Wrzesień, 2006. LXXVIII. S. 79–98; Stiepanow A. WWS RKKA w wojne sowiecko-polskiej jesienią 1939 r. // Lotnictwo. Magazin miłоsników lotnictwa wojskowego, cywilnego i kosmonautyki. № 9. Wrzesień, 2008. S. 86–94, 96.
3. Два автора дали по две статьи каждый для специального выпуска журнала «Родина» (2004, № 8), причем Д. Соболев эти обе статьи дал вообще без каких-либо ссылок на источники и литературу:Соболев Д. «Райты» в России. С. 13–16; Соболев Д. Трагедия «Максима Горького». С. 51–54; Демин А. За «летающей партой». Московская школа авиации. С. 17–22; Демин А. Короли воздуха. Небесные праздники России // Родина. 2004. № 8. Специальный выпуск. С. 31–34. (Без ссылок на источники и литературу.)
4. Вот что пишет об этом В.А. Токарев: «Советская пропаганда через различные жанры осваивала “освободительный” характер красноармейского блицкрига в Польше и искала привлекательную семантическую конструкцию, объяснявшую форму “освобождения”. Наиболее часто в газетных передовицах, очерках и стихах проскальзывали: “освободительный поход”, “славный освободительный поход”, “великий освободительный поход на Запад”, “освободительный марш” и т.п. Официальное и, возможно, общественное предпочтение было отдано “освободительному походу”». (см.: Токарев В.А.«Похоронен у деревни Павшино…»: презентация потерь и мемориальная практика советской стороны в польскую кампанию 1939 г. // Опыт мировых войн в истории России: сб. ст. / [редкол. И.В. Нарский и др.]. Челябинск, 2007. С. 211.
5. История Второй мировой войны 1939–1945.: В 12 т. М., 1974. Т. 3. Начало войны. Подготовка агрессии против СССР. С. 357.
6. История Великой войны 1941–1945 гг.: В 2 т. М., 2010. Т. I. С. 28.
7. См. например: Великая Отечественная война 1941–1945 годов: В 12 т. М., 2011. Т. 1. Основные события войны. С. 17 (за исключением слова «сейм», данного здесь со строчной буквы); Великая Победа: многотомное продолжающееся издание / Под общ. ред. С.Е. Нарышкина, акад. А.В. Торкунова; Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. 2-е изд., стереотипное. Т. 2: Вставай, страна огромная. М.: МГИМО-Университет, 2013. С. 50.
8. Ковалев С.Н. Вымыслы и фальсификации в оценках роли СССР накануне и с началом Второй мировой войны // Военно-исторический журнал. 2008. № 7. С. 8, 15.
9. К 70-летию начала Второй мировой войны. Исследования, документы, комментарии: Колл. монограф. / Отв. ред.: А.Н. Сахаров, В.С. Христофоров, Ю.Л. Дьяков, Л.П. Колодникова, Т.С. Бушуева, А.В. Серегин. М., 2009. С. 144–256.
10. Там же. С. 144.
11. Там же. С. 146.
12. Там же. С. 157, 250.
13. Там же. С. 159.
14. Там же. С. 146. Уже после этой публикации были выпущены другие произведения Мартиросяна в таком же жанре, например «200 мифов о Великой Отечественной» (2008-2009)» и «100 мифов о Берии» (2 книги, 2010).
15. Там же. С. 156–157.
16. Там же. С. 156.
17. Там же. С. 249.
18. Там же. С. 180, 183, 188, 191, 198–199, 201, 205, 207–208.
19. Там же. С. 202–204.
20. Там же. С. 220.
21. Подробнее см.: Токарев В.А. «Похоронен у деревни Павшино…»: презентация потерь и мемориальная практика советской стороны в польскую кампанию 1939 г. // Опыт мировых войн в истории России: сб. ст. / [редкол. И.В. Нарский и др.]. Челябинск, 2007. С. 220, 226.
22. ЦА МО РФ. Ф. 233. Оп. 2374. Д. 15. Л. 44–45.

Tags: Исторические хроники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments