Все эти годы, особо не полагаясь на правоохранительные органы, сотрудники «Новой газеты» и друзья Юры занимались расследованием обстоятельств его гибели.
Мы пока не можем назвать убийц, но результаты, полученные нами в ходе скрупулезной работы, позволили несколько лет назад все-таки заставить следственные органы возбудить уголовное дело по статье «убийство».Следствие ведет ГСУ СКР.
На данный момент его срок продлен до 1 октября 2012 года.
Надеемся, что к этому времени и следствию, и нам будет что сказать.
А сегодня давайте просто вспомним Юру, Щекоча (так его называли даже стажеры). Блестящего журналиста и талантливого друга (ведь дружба — это особый талант). Заместителя главного редактора «Новой газеты», заместителя председателя Комитета по безопасности Государственной думы (в те времена она еще была парламентом) Юрия Петровича Щекочихина.
Мы тебя любим, Юра.
Смерть и расследование
Умер после скоротечной болезни 3 июля 2003.
По утверждения заместителя главного редактора «Новой газеты» Сергея Соколова, Щекочихин «за две недели превратился в глубокого старика, волосы выпадали клоками, с тела сошла кожа, практически вся, один за другим отказывали внутренние органы.»
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, причина смерти — тяжёлая общая интоксикация, выразившаяся в синдроме Лайелла.
Заведующий отделением анестезиологии и реанимации В.П.Фоминых писал в объяснении, что исследование в двух лабораториях обнаружило в биологическом материале «фармацевтические ингредиенты» фенол и лидокаин, которые не должны были находиться в организме человека.
Фоминых заключил, что присутствие лидокаина объясняется его применением для местного обезболивания, а присутствие фенола — распадом белка в терминальной стадии заболевания.
Редакция «Новой газеты» не нашла результатов повторного анализа крови, взятого 3-го июля по «договорённости с начальником Медицинского Управления МВД Кругловым А.Г.», среди медицинских документов.
В октябре 2007 года по настоянию «Новой газеты» Следственный комитет при прокуратуре РФ (СКП) возобновил расследование обстоятельств смерти Щекочихина.
Адвокат В. И. Калиниченко в эфире радиостанции «Эхо Москвы» 30 октября 2007 рассказал, что «когда мы его [Юрия Щекочихина] хоронили, я стоял недалеко от его гроба вместе с Асланбеком Аслахановым, который несколько раз повторял: „Юру убили“.
Вот тогда к нам подошёл один из бывших руководителей МВД, и говорит — „Юрку отравили таллием“».[9]
В начале апреля 2008 года представитель Следственного комитета при прокуратуре России заявил, что «планируется провести целый комплекс следственно-оперативных мероприятий, в том числе, ряд сложных комплексных экспертиз с привлечением зарубежных специалистов из экспертных учреждений».
4 апреля 2008 по факту смерти Щекочихина было возбуждено уголовное дело по статье «Убийство».
В сентябре 2008 года была проведена эксгумация тела Щекочихина и назначена экспертиза по факту его смерти.
4 апреля 2009 года уголовное дело по факту смерти Щекочихина прекращено за отсутствием состава преступления.
По заявлению Олега Калугина, Щекочихин, возможно, был отравлен полонием (Как и Литвиненко).
16 сентября 2010 года СКП возобновил расследование уголовного дела по факту смерти Юрия Щекочихина «в связи с поступившими в распоряжение следствия новыми данными, требующими проведения дополнительных следственных действий».Один из материалов Юрия Щекочихина.
«СЕКРЕТНАЯ ОПЕРАЦИЯ» И СЕКРЕТНЫЕ НАГРАДЫ
У нас не «Война и мир».
На чеченской войне не могу себе представить благородных отношений между смертельными врагами.
Благородства войны нет, а политические салоны на манер толстовской Анны Шерер, никогда не видевшие войну, кровь, грязь, слезы, пот и еще раз грязь, грязь, рассуждают о стратегии, тактике, хвалят одних генералов, хвалят других, цепляют любимым генералам самые высокие награды.
Будто большая Россия воюет снова с Наполеоном.
Правда, кавказской национальности.
О чем я? Да все о том же. О Чечне.
О той радостной неадекватной истерии начальства по поводу того, что убит полевой командир Бараев. (Подонок, о котором мы не раз писали. Но сейчас — не о нем, а об истерии.)
Все, даже дети из первого класса школы, научились произносить слово «спецоперация». А мы их еще учим и учим тому, что показанный со всех сторон труп, валяющийся на земле, — это здорово.
Никогда не писал о том, что происходит в Думе, не ругался публично со своими коллегами. Но главного рабочего страны, ни разу не рискнувшего поехать в командировку в «горячую» точку страны, не могу не процитировать.
Среда. 27 июня. 105-е заседание Госдумы.
Председательствующий. Так, Шандыбин Василий Иванович, пожалуйста.
Шандыбин В. И. Уважаемый Геннадий Николаевич, наконец-то спецслужбы России приступили от слов к делу и продемонстрировали величие русского духа. Уничтожен кровавый террорист Арби Бараев. Все мы знаем, что Бараев был врагом чеченского и других народов. Считаю, что газета «Известия» правильно охарактеризовала эту спецоперацию как начало пути к миру в Чечне.
Предлагаю поручить комитету по безопасности подготовить от имени Государственной Думы приветственную телеграмму на имя министра обороны Иванова, министра внутренних дел Грызлова и непосредственно руководителя этой операции директора ФСБ Патрушева. А также ходатайствовать перед президентом о награждении участников операции государственными наградами. Кроме того, я предлагаю всем депутатам выразить свое восхищение и благодарность нашим спецслужбам за проведенную операцию.
Вот он — наш сегодняшний «Война и мир». Вот они — наши салоны Анны Шерер. Еще одним нашим генералам — по одной звездочке.
По мнению моего коллеги по Думе, человека, знающего и информированного, Асланбека Аслаханова, генерала МВД СССР, избранного от Чечни, Бараева убили кровники.
Те, чьих родственников уничтожил этот бандит.
Тому подтверждение: жители его родного села отказались пропустить машину с его телом, родная земля отказалась принимать его.
Но почему-то шеф ФСБ Патрушев, которому Шандыбин предлагает вручить высокую награду, специально прилетел в Чечню, чтобы появиться перед телекамерами как автор этой спецоперации.
Не волнуйтесь за него, Василий Иванович.
Примерно два года назад по секретному указу (его почему-то называют еще «пьяным») ему, Патрушеву, а также Рушайло и еще нескольким высокопоставленным чиновникам уже было присвоено звание Героя России.
Может быть, неслучайно Патрушев сегодня и занимает особняк, который раньше арендовал еще один «салонный» герой чеченской войны — Борис Абрамович Березовский.
Вот она — правда об этой чеченской войне.
Вот наш нескончаемый роман «Война и мир».
Гибнущие солдаты и офицеры у нас безымянные.
Салонных героев не перечесть.
(Кстати, за Афганистан Героями стали около 300 человек, за чеченскую, на своей территории, — уже больше 500.)
Помню, никогда не забуду свою первую чеченскую командировку. Для меня это была первая война. Тогда я написал нервную и злую статью «За Родину. За Мафию».
Короткий отрывок оттуда:
«Люди, с которыми я провел неделю на этой войне, не только не профессиональные военные (кроме, естественно, офицеров внутренних войск, да и то их главное тяжелое оружие — хрупкие бэтээры), но и в самой меньшей степени ответственные за ошибки политиков в чеченском конфликте: дали приказ, сказали «Надо», не объяснив толком, что же ждет их — профессиональных борцов с профессиональной преступностью.
Они умеют анализировать, искать доказательства, проводить облавы и рейды, естественно, стрелять, некоторые из них — те же собровцы — хорошо владеть различными боевыми приемами.
Их враг — мафия, которая, при всей своей мощи, еще не докатилась до фронтовых операций.
Но недели, а у некоторых — уже и месяц войны (по количеству проведенных здесь дней можно судить, какая у кого выросла борода) превратили их совсем в других, незнакомых мне людей.
— Какой мир! Какие мирные переговоры! С кем? С этим бандитом? После того, как столько наших ребят полегло? — слышался всеобщий ропот на мои робкие слова, что не может же так продолжаться еще и еще: тупик, а за ним — пропасть...
Больше того! Они кричали на меня, как будто я журналист в одном лице, единственный во всей России: «Хватит нас оплевывать! Что, мы самые виноватые?.. Чеченцы — люди, а мы кто? Где же вы были раньше со своими правами человека, когда в Чечне был полный геноцид русского населения? Почему не возмущались, когда русских за бесценок заставляли продавать свои дома?!».
Я им говорил о разоренном городе, а они мне: «Почему же вы не напишите, как они повесили вниз головой 11 солдат на здании Совмина?»
Я о том, как армейский капитан положил из автомата четырех мирных жителей, абсолютно непричастных к тому, что из его батальона в живых осталось только шестеро солдат, а они мне о том, сколько чего они нашли в чеченских домах с ограбленных поездов.
И я понимал их личную правоту — каждого в отдельности, пережившего за эти дни здесь такое, что в страшном сне и мне бы не приснилось.
Но я знал, что где-то в другом подвале другого дома кто-нибудь из моих коллег точно так же, сидя с чеченскими боевиками, слушает о пытках, которыми русские солдаты подвергают чеченцев.
И возможно, точно так же и мой коллега услышит грозный ропот в ответ на мой вопрос: «Может быть, хватит? Может быть, пора кончать? Может быть, все-таки мир?»А после этого снова — слова о родном, чеченском, доме, вообще о Родине, вообще о свободе?
Может, война — это зеркало, в которое смотрит человек и не может в нем узнать себя самого?
Что-то не так в этой российско-чеченской баталии.
При всем идиотизме войн в них обычно присутствует хоть какая-то, но логика».
Повторяю, это написано в январе 1995 года.
Но ничего не хочу менять, потому что ничего не изменилось.
Я не позабуду, да мы все, конечно, как спокойно ушла банда Радуева из Первомайска.
Я знаю, как и почему отпустили Басаева и Хаттаба из Дагестана.
Это ИХ игры.
Это ОНИ шлепают друг другу на мундиры свои новые звездочки Героев и ордена.
Это ОНИ доказывают, что убийство — это хорошо, забывая о том, что это все происходит на нашей единственной Родине.
P.S.
Наш товарищ Саша Раковицан после очередного ранения снова в госпитале.
Трижды представленный на звание Героя России, так и не получил Героя.
Сначала от него потребовали ящик коньяка, потом — денег.
ОТ РЕДАКЦИИ. Нам известно, что «кровников», бравших приступом дом Бараева, поддерживало (среди других) подразделение внутренних войск.
Его боец погиб, собою закрыв командира.
Мы расскажем об этом в ближайшее время.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →