zlatoalex (zlatoalex) wrote in m_introduction,
zlatoalex
zlatoalex
m_introduction

Христианские принципы и современные мученики

Оригинал взят у zlatoalex в Христианские принципы и современные мученики
Баптисты даже среди протестантов всегда отличались крайней тягой к уникальной самоидентичности.
Разумеется это не могло не породить обратный эффект религиозной нетерпимости.

И в Российской империи не обошлось без репрессий. В 1894 г. постановлением Кабинета министров баптизм был объявлен особо вредным течением в церковном и общественно-государственном отношении, собрания баптистов были запрещены. Их положение изменилось после Закона о веротерпимости 1905 г. и указа о регистрации старообрядческих и сектантских общин 1906 г. В 1909 г. возникло объединение общих баптистов — Союз евангельских христиан. (Частные баптисты объединились в Союз русских баптистов еще в 1884 г.).

После не долгового времени существования советской власти баптисты как и все остальные религиозные культы были подвергнуты гонениями репрессиям, что продолжалось в массовом порядке вплоть до 1943 года, когда в самый критический момент отечественной войны с подачи И.В. Сталина в СССР были разрешены и зарегистрированы два религиозных течения, к которым отнесены православная церковь и церковь евангельских христиан баптистов.

Был образован Совет по делам религий и культов, а баптистам и евангельским христианам было предложено войти в подчиненный Совету Всесоюзный Союз евангельских христиан-баптистов (ВСХЕБ). Многие согласились пойти на этот шаг и таким образом оказались зарегистрированной в СССР религиозной организацией. В союз затащили ряд пятидесятников, а в 1963 г. сюда же вошла часть братских меннонитов. В Союзе победили взгляды общих баптистов на вопрос искупления Иисусом грехов человека.

Члены «прирученной» властью организации должны были пойти на определенные уступки в своей религиозной практике. Им запрещалась активная миссионерская деятельность (которая в баптизме является совершенно неотъемлемой частью культа), молиться следовало только в закрытых и небольших помещениях, запрещалось приглашать на собрания членов соседних общин и т. д. Зато руководители ВСХЕБ не раз выезжали за границу, общались там с братьями по вере, приглашали их к себе и создавали советскому государству необходимый имидж свободной страны.

В среде баптистов была довольно большая группа недовольных столь явным попранием основного принципа — независимости церкви от государства. Ряд «инициативников» (А. Ф. Прокофьев, Г. К. Крючков, Г. П. Винс) в 60-е годы начинает активно настаивать на созыве съезда ВСХЕБ, на котором, по их мнению, должны были присутствовать и незарегистрированные общины баптистов. Руководство же Союза должно было предоставить отчет о своей деятельности, ответить на вопросы единоверцев. Естественно, в таком формате съезд был невозможен. Инициативники были подвергнуты жестоким гонениям. В 1964 г. был образован Совет родственников узников евангельских христиан-баптистов.

Приверженности такой религиозной практики подвергались гонениям и репрессиям еще довольно долгое время. И в отношении отдельных ее членов применялись самые жестокие меры воздействия даже во времена "хрущевской оттепели"

m1

m3

m2


За годы преследования Совета Церквей ЕХБ около 30 осужденных баптистов умерли в заключении. Помимо Н.П. Храпова, так и не увидели свободы Б.Т. Артющенко, Я.Ф. Дирксен, И.М. Остапенко и другие. Коммунисты не считали зазорным держать в тюрьме и глубоких стариков: С.Т. Голева, П.А.Серебренникова...

Баптисты-инициативники быстро стали частью общего диссидентского движения Советского Союза, одним из первых проявлений протеста против советской системы. В 1976 году, сразу после создания Московской Хельсинкской группы, баптисты обратились к ней с жалобой на факты безосновательного лишения родительских прав верующих семей. МХГ выпустила по этому поводу документ «О преследованиях религиозных семей». 5 декабря 1976 году сын высланного из СССР пастора Г. Винса Петр Винс с группой молодежи принял участие в традиционной демонстрации правозащитников на площади Пушкина в Москве.

Всего с 1961 по 1988 гг. было осуждено 1500 баптистских проповедников и пасторов:
– с 1961 по 1970 гг. арестованы 524 человека (около 200 из них – в период с 1961 по 1963 гг.).
– в 1971 г. – 48,
– в 1972 – 53,
– в 1973-1975 гг. – 70.
– на 1 января 1980 г. в заключении находилось 49 баптистов, а уже маю 1982 г. их стало 158, что составило половину всех, находившихся тогда в заключении «за веру».

Другую половину составляли представители других «нетрадиционных религий». В первую очередь пятидесятники. Нерегистрированные пятидесятники, так называемые «федотовцы» многие годы вынуждены были собираться на Богослужения в подмосковном лесу. Летом и зимой! В любые мороз и зной. Их вообще шельмовали все, кому не лень. Епископ Иван Петрович Федотов (фото, см. ниже) отсидел в лагерях в общей сложности 18 лет.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments