Путин может спать спокойно: Англия о путинском Левиафане России и о харизме маргинальной Ненависти...
"Лирическим языком кино "Левиафан" Звягинцева выносит абстрактный, но очень символический приговор российскому обществу.
Вместе с количеством выпитой водки растет и непримиримая вражда между государством и людьми, в первую очередь - маргиналами, достигая, в конце концов, трагического финала...
Повседневная жизнь в России пропитана коррупцией, водкой и непонятной верой в церковь по-русски.
Но, особенно водкой.
Герои хлещут водку даже не стаканами.
Они пьют ее прямо из бутылок.
Пьют беспрерывно – на деловых встречах, дружеских застольях, даже во время стрельбы по мишеням.
"Ты уверен, что сможешь ехать?", - спрашивает женщина шатающейся походкой направившегося к машине мужа.
"Конечно, - заплетающимся языком отвечает тот.
– Мы ж ГИБДД!".
Махинации местной власти – суда, полиции, церкви – постепенно сводятся к истории, которую мы видим все больше и больше сквозь донышко водочной бутылки...
В сцене загородного пикника, где, напившись водки, герои стреляют по мишеням – портретам бывших советских лидеров: от Ленина до Горбачева на вопрос, "где же вожди посовременней", звучит циничный ответ: "Еще не дозрели"...
Но все равно, главная мысль состоит в том, что в России так было всегда.
И если путинская Россия не хуже всего того, что ей предшествовало, если страдания - всего лишь неотъемлемая часть панорамы российской жизни, то почему нас должна так волновать судьба Коли и его семьи?
Предполагается, что мы должны выйти из зала, озадаченные Большими Вопросами.
Вместо этого мы восторгаемся великолепно снятыми северными пейзажами (одна из прибрежных пещер светится в темноте, как Сикстинская капелла).
Путин может спать спокойно: у этого зверя зубов нет или пока еще нет".