Analitik (analitik_tomsk) wrote in m_introduction,
Analitik
analitik_tomsk
m_introduction

Categories:

Спасите нас от наших спасителей


Славой Жижек о Европе и греках

Представьте себе сцену из мрачного фильма, который изображает наше общество в ближайшем будущем.
Люди в униформе патрулируют полупустые центральные улицы по ночам, выискивая мигрантов, преступников и бродяг.
Те, которых они находят, жестоко избиваются.
То, что кажется причудливым голливудским фильмом, – реальность сегодняшней Греции. Ночами дружинники чернорубашечники – неофашисты отрицающего Холокост движения «Золотой Рассвет», которое получило 7% голосов на последних выборах и поддержку, как говорят, 50% афинской полиции, – ведут патрулирование улиц и избивают всех встречающихся им мигрантов: афганцев, пакистанцев, алжирцев.


Так защищают Европу весной 2012 года


Загвоздкой, возникающей при ведении защиты европейской цивилизации от иммигрантской угрозы, является то, что жестокость, с которой она ведется, представляет гораздо бóльшую угрозу для «цивилизации», чем любое количество мусульман.
С такими друзьями-защитниками, как эти, Европа не нуждается во врагах.
Сто лет назад Г. К. Честертон сформулировал правило тупика, в котором оказываются критики религии: «Люди, начинающие борьбу против церкви во имя свободы и гуманности, губят свободу и гуманность, лишь бы биться с Церковью… Секуляристы не уничтожили божественных ценностей, но (если это может их утешить) поколебали ценности мирские».
Многие либеральные воины так рвутся в бой против антидемократического фундаментализма, что в конечном итоге отказываются от свободы и демократии ради самой борьбы с террором.
Если «террористы» готовы разрушить этот мир из любви к другому, наши воины готовы разрушить демократию из ненависти к мусульманскому другому.
Некоторые из них любят человеческое достоинство настолько, что они готовы узаконить пытки, чтобы защитить его.
Эта ситуация напоминает процесс, посредством которого фанатичные защитники религии начинают с атаки на современную светскую культуру, а в конечном итоге жертвуют свои религиозные представления в стремлении искоренить те аспекты секуляризма, которые они ненавидят.

Но греческие защитники от иммигрантов – это не главная опасность: они всего лишь побочный продукт реальной угрозы, политики жесткой экономии, которая привела Грецию в затруднительное положение.
Следующий раунд греческих выборов состоится 17 июня.
Европейский истеблишмент предупреждает, что эти выборы имеют решающее значение: не только судьба Греции, но, возможно, судьба всей Европы находится в шатком положении. Один из результатов – правильный, по их мнению, – позволит запустить болезненный, но необходимый процесс восстановления путем продолжения политики жесткой экономии. Другой вариант – если «крайне левая» партия «СИРИЗА» победит – приведет к беспорядку и концу (европейского) мира, каким мы его знаем.

Пророки погибели правы, но не в том, что они предсказывают.
Критики современных демократических механизмов жалуются, что на выборах не предлагается настоящего выбора: вместо этого мы получаем выбор между правоцентристской и левоцентристской партиями, чьи программы на деле почти идентичны.

17 июня у народа будет реальный выбор: истеблишмент («Новая демократия» и «ПАСОК») с одной стороны, и «СИРИЗА» с другой.
Поэтому, как это обычно бывает, когда предлагается реальный выбор, истеблишмент в панике: они говорят, что хаос, нищета и насилие последуют, если будет сделан неправильный выбор.
Говорят, сама возможность победы «СИРИЗы» внушает страх глобальным рынкам.
Это время идеологической просопопеи: рынки говорят, как если бы они были людьми, выражают свое «беспокойство» по поводу того, что произойдет, если в результате выборов не будет сформировано правительство, которое продолжит программу ЕС и МВФ по жесткой экономии бюджетных средств и структурным реформам.
У граждан Греции нет времени беспокоиться об этих перспективах: у них достаточно поводов для беспокойств в их каждодневной жизни, которая становится убогой до степени, на протяжении десятилетий невиданной в Европе.

Это самоосуществляющиеся пророчества: они провоцируют панику и тем самым приводят к событиям, которые предрекают.
Если «СИРИЗА» выиграет, Европейский истеблишмент с надеждой будет наблюдать за тем, как мы на своем горьком опыте узнаем, что происходит при попытке прервать порочный круг сговора между брюссельской технократией и антимигрантским популизмом.

Вот почему Алексис Тсипрас, лидер «СИРИЗы», в недавнем интервью подчеркнул, что в случае победы партии, его главным приоритетом будет противодействовать панике: «Люди должны победить страх.
Они не уступят, шантаж должен быть остановлен».
У «СИРИЗы» почти невыполнимая задача.
Их голос – это не артикуляция крайне левого «безумия», а разум, выступающий против сумасшествия рыночной идеологии.
В своей готовности победить они прогоняют страх левых перед властью; они имеют смелость заняться проблемами, созданными другими.
Они должны будут сочетать принципиальность и прагматизм, приверженность демократии и готовность действовать быстро и решительно в случае необходимости.
Если у них сохранится даже минимальный шанс на успех, они будут нуждаться в общеевропейской солидарности: не только в достойном обращении со стороны любой другой европейской страны, но и в креативных идях – таких как поощрение туризма из солидарности этим летом.

В своих «Заметках к определению понятия культуры» Т. С. Элиот писал, что бывают моменты, когда существует лишь выбор между ересью и неверием – то есть, когда единственный способ сохранить религию живой – это сектантский раскол.
Таково положение сейчас в Европе.
Только новая «ересь», представляемая сегодня «СИРИЗой», может спасти ту часть европейского наследия, которую еще стоит спасать: демократию, доверие к людям, эгалитарную солидарность и т. д.
Европа, в которой мы окажемся, если победит «СИРИЗА», – это «Европа с азиатскими ценностями», которые, конечно, не имеют ничего общего с Азией, зато способны разобраться со стремлением современного капитализма ограничивать демократию.

Существует парадокс, поддерживающий «свободное голосование» в демократических обществах: каждый свободен выбирать, при условии, что делает правильный выбор.
Вот почему, когда делается неправильный выбор (как это случилось в Ирландии, отвергнувшей конституцию ЕС), он рассматривается как ошибка, а истеблишмент сразу требует повторить «демократический» процесс, для того чтобы исправить ошибку.
Когда Георгиос Папандреу, в то время бывший греческим премьер-министром, предложил провести референдум о сделке по спасению еврозоны в конце прошлого года, сам этот референдум был отвергнут как ложный выбор.

Есть две основные истории о греческом кризисе в СМИ: немецко-европейская история (греки являются безответственными, ленивыми растратчиками, уклоняющимися от налогов и т. д., поэтому их необходимо взять под контроль и научить финансовой дисциплине) и греческая история (нашему национальному суверенитету угрожает брюссельская неолиберальная технократия).
Когда стало невозможно игнорировать бедственное положение греческого народа, появилась и третья история: теперь греки представлены в виде жертв гуманитарной катастрофы, нуждающихся в помощи, будто бы война или стихия прошлись по стране.
Хотя все три истории – это ложь, третья, пожалуй, самая отвратительная.
Греки не являются пассивными жертвами: они находятся в состоянии войны с Европейским экономическим истеблишментом и как никогда они нуждаются сейчас в демонстрации солидарности, потому что это и наша борьба тоже.

Греция не является исключением.
Она оказалась одним из главных полигонов для испытаний новой социально-экономической модели потенциально неограниченного применения: деполитизированной технократии, в которой банкирам и прочим специалистам позволено разрушать демократию.
Спасая Грецию от так называемых спасителей, мы также спасаем саму Европу.

25 мая
Перевод: А. Кондаков.


Tags: Жижек
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments