2013ivan (2013ivan) wrote in m_introduction,
2013ivan
2013ivan
m_introduction

Распредмечивание Кантом Transzendenz схоластики.

640px-Thomas_Aquinas_in_Stained_Glass
Transzendenz (от Александра Кузнецова).

[spätlateinisch transcendentia »das Überschreiten«] die, -, das jenseits des Bereichs der (sinnlichen) Erfahrung und ihrer Gegenstände Liegende im Gegensatz zur Immanenz (immanent); das Jenseitige, Übersinnliche, auch die Jenseitigkeit Gottes; bisweilen synonym zu Gott gebraucht. In der von Theologie und Philosophie geprägten üblichen Begriffsverwendung bezeichnet Transzendenz einen logisch-ontologischen Bereich, der seine Geltung nicht aus der sinnlichen Erfahrungswelt bezieht und insofern ihr gegenüber transzendent ist, andererseits aber zu ihr einen seinsstiftenden Bezug hat und insofern zugleich immanent ist, für sie seiend und aus ihr erkennbar oder erfahrbar, ohne von ihr zu sein.

Hier finden Sie in Überblicksartikeln weiterführende Informationen:

Existenzphilosophie: Faktizität, Transzendenz und Freiheit

(c) Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus AG, 2002

Последовательность Канта в распредмечивании потенциала Transzendenz схоластики следующая.

Если мы признаем математику в качестве аподиктического знания (вот он "непознаваемый" Бог схоластов), то следует трансцендентальный аргумент Канта - "если Х, то У", если есть аподиктическое знание Х, значит, есть аподиктическая способность У его аподиктического высказывания!?

Поскольку, это аподиктическое Знание имеет логико-онтологический статус (гипотеза схоластики, используемая Кантом), то есть онтологию, которая логически примыкает к сознанию, которое доопределяет эту внешнюю ему онтологию в терминах истины, то оно, тем самым, становится само имманентным этой истине онтологии в качестве способности ее доопределять.

Поскольку аподиктическое знание логико-онтологично, то есть двойственно, разудвоено, способность сознания познавать истину разделяется (конструируется) Кантом на познание рассудком онтологии истины и познание разумом логики истины (анализ сознания в терминах исчисления истины, исходя из трансцендентального аргумента).

Рассудок воплощает имманентность восприятия посредством априорных форм чувственности, а разум - посредством категорий, конституированных из категорического силлогизма, оформляет имманентную сознанию онтологию истины в рассудочную способность сознания выносить разумные суждения, то есть суждения всеобщие и необходимые (синтез сознания в терминах исчисления истины, как способности сознания познавать истину, исходя из трансцендентального аргумента).

Таким образом, на мой взгляд, реализуется Кантом потенция схоластического Transzendenz.

P.S.

Видимо, логическое "примыкание" онтологии знания к сознанию следует понимать в контексте психологии ассоциаций, которая неявно сопровождала мысленные ходы как схоластов, так и Канта, но у последнего уже в виде теории ассоциации идей от Локка-Милля, почему этот ход примыкания идей уже не используется Кантом в его Критике Практического разума, где также используются синтетические априорные положения, но Категорический Императив лишен здесь всякой эмпирии и присутствует в Мире лишь как констатация факта Разума.

В Критике практического разума Кант принципиально не осуществляет дедукцию Категорического Императива.

P.S.S.

Дополнение от Александра Кузнецова.

Transzendenz [lat.], im Ggs. zur Immanenz das jenseits des Bereichs der (sinnl.) Erfahrung und ihrer Gegenstände Liegende.

transcendo в латыни... - transcendo, scendi, scensum, ere [trans + scando]1) переходить, перебираться (in hostium naves Cs; in Campaniam L); перелезать (через) (Caucasum C); переправляться, переплывать (flumen L, T, Ap); совершать переход, переходить (ad majora VP);

2) переступать, перешагивать (fossam Cs); выходить за пределы, нарушать (fines juris Lcr; prohibita T);

3) опережать, превосходить (facta alicujus Sil): aetate t. aliquem SenT быть долговечнее кого-л.; t. aetatem primae juventae Col выйти из возраста ранней юности.


Tags: Кант, Методология, Методология марксизма
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments