nipolin (nipolin) wrote in m_introduction,
nipolin
nipolin
m_introduction

ОБЩЕСТВЕННАЯ СУДЬБА ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ

Кому многое дано, с того много и спросится.
Роль интеллектуалов в обществе заключается в познании. Разум становится субъектом общественного развития. Эта линия прослеживается от Сократа и Платона –философы предназначены управлять обществом. Сейчас, в эпоху общества потребления и, как следствие, всеобщей деградации общественных отношений интеллектуалы должны быть энтузиастами, должны стать субъектом развития общества путём сознательного создания третьей формы Живой Природы –ноосферы - вслед за возникшими стихийно биосферой и социосферой.
Человеческое общество должно раздвоиться на ноосферу и социосферу, как ранее биологическая форма движения материи раздвоилась на общество и биосферу. Общество потребления нуждается в ноосфере для своего выживания.

Человеческое существо начинает свою жизнь с познания общества, в которое он попал по случаю своего рождения. Познание служит ему средством приспособиться к среде обитания, как это делает животное. Человек выступает в данном процессе как объект познания – из огромного объёма информации он заучивает те понятия и идеи, которые необходимы ему для общественной практики. Этого лостаточно для приспособления к внешней общественной среде в стабильных общественных условиях. Так как мир развивается и общество без развития погибает, то человеку недостаточно быть объектом познания.

Роль интеллектуалов в обществе заключается в том, чтобы быть субъектом познании – разрабатывать новые идеи, добывать новое знание. Однако человек начинает свою жизнь в качестве объекта познания, что является сущностью процесса воспитания человека. Но если общество развивается, то значит находятся люди, перешедшие в новое качество – субъекта познания. Эти люди – энтузиасты. Основа всякого энтузиазма – новое знание. А если люди не в состоянии стать субъектом познания, то остаются потребителями. Но не всё так безнадёжно. Эти потребители способны осознать необходимость новых идей и стать их потребителями , перейдя в разряд стихийных энтузиастов. Только разумные энтузиасты могут познавать новое. Все остальные, то есть потребители, лишь повторяют или извращают уже известные истины. Разумные энтузиасты должны не только познавать новое, но от эмпирики и классификации восходить к синтезу знания для построения научной картины мира.

С помощью новых идей и нового знания интеллектуалы должны стать субъектами общественного развития, но только после того, как новые идеи найдут отклик в общественном сознании. Интеллектуалы должны создавать, формировать и постоянно обновлять мировоззрение развитие в качестве необходимой и достаточной среды разумного развития общества. Интеллектуалы должны стать субъектом общественного развития. Это требование вытекает из закономерностей познания – процесс познания коренится в биологической основе человека в качестве инстинкта любопытства, который в социосфере превращается в осознанное стремление к новому знанию. Новое знание неизбежно создаёт условия для превращения субъекта познания в субъект общественного развития. Социосфера раздвоится в результате возникновения ноосферы. Социосфера в противоречии с ноосферой будет играть подчинённую роль (по аналогии с противоречием феодализм – капитализм).

До сих пор интеллектуалы, за редким исключением, были объектом общественного развития. На ранних этапах истории человечества интеллектуалы создавали касты жрецов, действовавших на подхвате у социальных властей. Попытки жрецов перехватить власть с помощью идей никогда не удавались, так как власть идей идеальна и всегда находятся практические люди, признающие критерием истины практику.
Современные интеллектуалы – те же жрецы, действующие по указке государства или капитала и существующие постольку, поскольку они необходимы для социальной системы. Интеллектуалы – всего лишь наёмные работники государства или капитала. Например, после развала СССР государство бросило советских интеллектуалов на панель и они вынуждены были продавать свои мозги капиталу точно также, как проститутки своё тело, первому встречному с деньгами. И ныне ситуация с положением интеллектуалов в обществе не изменилась.
По словам Ленина, русская интеллигенция была г... (отбросами) нации. Крепко сказано, но последующая история показала, что интеллектуалы неспособны играть ведущую роль в развитии общества - они всегда плетутся сзади, пережёвывая старые идеи, и оказываются впереди только на стадии деградации общества, когда эти старые идеи становятся актуальными. Что ещё хуже, эти старые идеи они доводят до логического абсурда и полного разрыва с гуманизмом. Интеллектуалы на панели теряют стыд и вместе с ним остатки интеллекта. Это надо было выбрать в качестве идола человека с говорящей фамилией Солженицын! Ирония истории...

Понятно, современные интеллектуалы действуют в условиях общества потребления как подобает добропорядочным потребителям. Но интеллектуалы в силу своих природных способностей могут и должны осознать пагубность общества потребления как тупика развития и выработать способы разумного развития общества.
Интеллектуалы лишены права быть добропорядочными потребителями, а добропорядочные потребители не могут быть интеллектуалами по определению. Итак, интеллектуалы должны стать разумными энтузиастами. Интеллектуалы будут раздвоены на разумных энтузиастов и добропорядочных потребителей, изображающих из себя интеллектуалов.
Противоречие разумные энтузиасты - потребители становится движущим противоречием общественного развития.

Познание изначально субъектно, исходит из внутренних побуждений человеческой личности и имеет животную основу – приспособиться. Но есть также основа познания в виде любопытства - если это побуждение появляется. В противном случае, когда отсутствует такая потребность нового знания, познание невозможно. Нельзя напоить лошадь, пока она сама не захочет.

Философы испокон веков влияли на общественное развитие. Сначала в форме мифологии (шаманы и жрецы), затем в форме религии. На религиозном этапе познания культивировалось рабское мировоззрение подчинения людей высшей силе, которая на деле оказывалась силой соответствующего общества. Проповедь первородного греха наводила на людей комплекс неполноценности и внушала греховность познания.
Идея первородного греха в сущности требует отказа от познания. Всякая религия антигуманна, так как культивирует духовное рабство, что препятствует развитию личности. Идейный прорыв совершил Иисус, призвав к сознательному стремлению к добру, что впоследствие в благоприятных социальных условиях развивающегося капитализма привело к свободе мысли, развитию познания и развитию цивилизации.
В итоге познание получило возможность стать субъектом социального развития. Библейская коллизия Авель-Каин выявляет противоречие грубой неразумной силы и разумной воли. Если в социосфере Каин убивает Авеля, то в ноосфере Авель будет управлять Каином.

Кому многое дано, с того много и спросится.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments