nipolin (nipolin) wrote in m_introduction,
nipolin
nipolin
m_introduction

О человеческих правах и обязанностях

Системное качество, качество системы или системность – самое высшее понятие или, если по латыни, самая высшая абстракция на сегодняшний день. Она возникает на стадии синтеза знания и знаменует переход к ноосфере. Её истоки мы находим ещё в Капитале Маркса, также как и зачатки теории развития. Нельзя обойтись без системного подхода рассматривая развитие человеческого общества.

Когда говорят о правах человека подразумевают права потребителя, когда говорят о правах потребителя подразумевают права животного в человеке. Но человек есть противоречие биологического и социального при условии примата социального. Поэтому права человека есть следствие его социальных обязанностей перед обществом.
Когда говорят о правах человека забывают об обязанностях человека. Человек не может без общества. По рождению это маленький зверёк с человеческим потенциалом. Без общества он вырастает зверьком – это медицинский факт. Только в обществе он может раскрыть и развить свой человеческий потенциал. Поэтому говорить о свободе личности, о свободе человека от общества нельзя – точно также, как нельзя говорить о свободе социосферы от биосферы, а биосферы от планеты Земля.
Человек обязан обществу самим фактом своего существования. Поэтому обязанности человека выше его прав. Права человека вытекают из его социальных обязанностей. Обязанности человека перед обществом не формализованы и не могут быть формализованы в принципе, так как общество есть развивающаяся система. В отличие от формальных обязанностей перед государством. И в отличие от прав, которые формализованы как со стороны государства, так и общества. Поэтому в общественом сознании человеческие обязанности перед обществом размыты, имеют неопределёную форму обычаев, пожеланий или заповедей отрицательного свойства (не убий, не укради, не возжелай, не сотвори...). Человек может вообразить, что он ничем не обязан обществу. Что конкретно я должен и кому? И что такое общество? Я свободный человек.

Обязанности человека обществу есть следствие того обстоятельства, что человек это развивающаяся личность в развивающемся обществе. Общество без развития обречено на гибель. Поскольку развитие это не повторение пройденного пути, а создание нового, то оно может быть осуществлено только в ходе реализации личностью свободы воли. Кратко говоря, человек обязан проявлять свободу воли. В противном случае он опускается на уровень раба или домашнего животного.

Свобода воли – необходимое и достаточное условие существования общества. Свобода воли требует приоритета познания, приоритета практики познания относительно общественной практики. Ибо общественная практика, взятая как критерий истины, ограничена настоящим. Да, но при всём при этом она содержит ростки нового, а познание нацелено на будущее, на эти ростки нового. Свобода есть осознанная необходимость, поэтому истинное проявление свободы человека - это планомерная деятельность, а не хаотические метания под влиянием текущих потребностей или инстинктов.
Человек обязан познавать истину для реализации свободы воли. Незнание законов не освобождает от ответственности. Например, незнание закона всемирного тяготения не избавляет от падения с высоты. Свобода воли требует, чтобы человек сам планировал свои цели и действия в соответствии со своим знанием мира и брал на себя всю ответственность за последствия своих действий.
Инстинктивное стремление проявить свободу воли – ведущая причина всех антиобщественных действий личности. Личность не выносит гнёта общественных законов и установлений и в качестве стихийного протеста скатывается в животное состояние – биологическая сторона человека побеждает социальное начало. Это неизбежное зло есть следствие возможности развития человечества. Если же превратить людей в послушных роботов, то развитие остановится, ибо всякая замкнутая система стремится к минимуму энергии, стремится в потенциальную яму.
Развитие превращает социосферу в открытую систему. Развитие общества – тоже антиобщественная деятельность с точки зрения господствующей системы общественных отношений, но эта деятельность направлена в сторону прогресса, а не деградации.
Итак, стихийное проявление свободы воли как будто неизбежно ведёт общество к деградации. Общество несмотря на это развивается, так как оно находит способы обуздать стихийное проявление свободы воли и даёт возможность для разумного развития, ибо стихийное проявление свободы воли содержит в качестве неотъемлемой составляющей элементы новой организации.

Что первично – права или обязанности? Человек обязан обществу потому, что он стал человеком, стал личностью, благодаря жизни в этом обществе. Обязанность простая – развивать свою личность. Развитие личности может быть осуществлена только практикой, деятельностью свободной воли человека. Общество даёт человеку свободу выбора в рамках, определённых данным обществом. Следовательно, коренное право человека – право выбора. И оно вытекает из его обязанности развивать личность. Человек имеет право выбора – подчиняться старой иерархии или создавать новую иерархию. Но это право действует только при условии развития личности, но не при её деградации. Из обязанности развития личности вытекает обязанность человека участвовать тем или иным образом в трудовых отношениях, ибо вне трудовых отношений происходит деградация личности. Человек имеет право выбора, но в рамках трудовых отношений. Выйдя из системы трудовых отношений он быстро превращается в животное.

Право выбора требует знания. Стихийная деятельность по осуществлению свободы воли неизбежно превращается в животную деятельность. Поэтому коренной обязанностью человека является познание. Только разумная воля становится истинно свободной волей - волей, осознавшей необходимость развития, выбравшей из моря возможностей необходимый путь развития. Посему на передний план общественной практики выходит познание. Познание становится движущей силой производства, включая сюда и производство самого общества. Учиться, учиться, учиться завещал Ленин.
Обязанности перед обществом по развитию своей личности заставляет человека развивать само общество и для этого развивающаяся личность обязана возвыситься над обществом в качестве субъекта развития и создать новую форму движения материи – ноосферу. Такова логика развития – став обществом потребления социосфера уходит с острия развития. Дальнейшее существование социосферы будет обязано взаимодействию её с ноосферой.

В истории общество возникло в результате социальной организации процесса потребления даров природы, существовавший ранее в биосфере. Производство самого общества способствовало более эффективному потреблению. Таким образом, производство имеет примат относительно потребления. Но потребление является жизненно необходимым фактором. Более того, социализация человека происходит путём потребления как предметов, так и общественных отношений. Вселенная соткана из противоречий.

Стратегия прав человека, а на деле, стратегия прав потребителя, проводимая капиталистическим обществом в борьбе с социалистическим обществом, увеньчалась якобы успехом – якобы победой капитализма над социализмом. В действительности произошла конвергенция капитализма и социализма на базе общества потребления. Последняя программа КПСС, названная программой построения коммунизма, являлась по сути программой построения общества потребления. Она выполнена.
В настоящее время в мире с одной стороны наблюдается социальное государство под контролем капитала, с противоположной стороны есть социальное государство, контролирующее капитал. В обоих случаях государство опирается на потребителя.

Задача познания, задача практики познания во исполнение обязанностей перед социосферой, состоит в создании мировоззрения развития в качестве противовеса господствующему мировоззрению потребления путём реализации свободы воли. Мировоззрение развития будет средой познания и необходимым и достаточным условием формирования ноосферы.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments