2013ivan (2013ivan) wrote in m_introduction,
2013ivan
2013ivan
m_introduction

Category:

Почему добрый Папа не сбежал от злобного Путина

Почему папа не сбежал от Путина
Джотто ди Бондоне. Испытание огнем святого Франциска перед султаном

Путин съездил в Ватикан и встретился с папой римским.
И остался осадок.
Как это такой симпатичный папа встречается с не таким же симпатичным Путиным?
Что может быть у них общего?
Вот только что, буквально вчера, почти все приличные русские писатели отказались, а такой хороший папа встретился.
Зачем?

Защитник христиан Востока

А ясно зачем.
Мы же согласны, что нынешний папа честный, порядочный человек.
А «честный» означает, что он может сказать то, что неприятно говорить, не принято замечать в кругу приличных людей.

Например, что победа сирийской оппозиции, какая она нынче есть, свержение диктатора Асада вот прямо сейчас будет означать конец сирийского христианства.
Обама, Олланд, Меркель, журналисты и интеллигенты нормальных стран не могут этого сказать открыто.
Про защиту граждан от диктатуры могут, а что диктатура в сложившихся обстоятельствах способна защитить других граждан, теоретически одной с ними веры, от выселения, уничтожения, изгнания – этого не могут, это звучит возмутительно.
А папа может.

Поэтому он сделал то, на что не решился бы ни один западный публичный интеллектуал: написал письмо Путину с просьбой предотвратить интервенцию в Сирии, а за ней бы – падение режима, а за ним и гибель сирийского христианства, такого же древнего, как греческое, израильское и латинское.
Наверняка папа даже молился об исполнении этой своей просьбы.
(Другое дело, что движет Путиным в этом его противстоянии Западу и Обаме лично, но на это Папе, видимо, начхать.
Начхать и на часовое опоздание Путина.
На его имперские замашки: мол я нужен Папе, а не Папа нужен мне, поэтому Папа подождет, а я попью кофе в гостинице и поболтаю с другом Берлускони)

Папа третьего мира

Нам кажется, что у Путина слишком плохая репутация, чтобы папа с ним встречался вот так запросто.
Но мы забываем, что папа только живет в Европе, а сам не европеец.
Тем более не один из европейских интеллигентов среди других европейских интеллигентов.
Папа – из Аргентины, развивающейся страны, страны третьего мира, с плохой в глазах европейского интеллигента репутацией, не соответствующей высоким гуманитарным стандартам.
Одной из тех, на которую Европа, США, Канада смотрят иногда с симпатией, интересом, иногда с подозрением, снисхождением, сожалением.
Но точно как на что-то внеположенное себе, отличное от себя.
Так же, как смотрят на Россию и на Путина.

Тут Путин, а в этой Аргентине то Перон и мать нации Эвита, то там военная диктатура, то милитаристская авантюра.
Транши МВФ и дефолт.
Президента-мужа сменяет президент-жена, которая вот прямо сейчас запретила в стране, как депутат ЛДПР, наличный доллар.

Папа совсем не обязан разделять презрительный западный взгляд на нецивилизованного лидера недоразвитой страны.
Он может не восторгаться Путиным, но его объединяет с ним уже то, что на их страны из золотого миллиарда посматривают сверху вниз.
Так что он вполне способен понять недоверие, даже презрение Путина к часто упрощенной критике европейского интеллектуала.
Разделить уязвленность лидера страны третьего мира простотой этого взгляда.

Но этой общности, конечно, недостаточно, чтобы Путину заполучить папу себе в союзники.
Ведь понятно, в какой роли видит себя Путин на встрече с папой и как он себя прилюдно позиционирует.
Во-первых, как ехидно заметил Vatican Insider, претендует на традиционную для России роль защитницы христиан Востока.
Только в имперские времена это были греки, армяне, грузины, болгары, румыны, сербы, а теперь сирийцы, марониты, копты.

Во-вторых, в роли защитника христианской Европы, старой Европы церковных ценностей.
И опять же тот факт, что Путин, как и папа, может в открытую говорить о Европе как о христианском континенте, их до некоторой степени сближает.
Действующие европейские политики давно избегают такого языка.

Фото: Claudio Peri / Pool

Только по названию

Но в одном важнейшем пункте они расходятся.
В понимании – что такое христианские ценности.

Грубо говоря, для Путина христианские ценности – это посадить Pussy Riot, для папы – простить Pussy Riot.

Один, то есть Путин, считает, что христианские ценности – это отпор врагам православия, богатая благоукрашенная церковь, губернаторы и депутаты с супругами на праздничной службе, достойная резиденция и средство передвижения для епископа, стояние народа к гастролирующим святыням, пасхальный огонь спецчартером от госкорпорации.
Забота о демографической безопасности и сексуальном суверенитете родины, клонирование старинных писателей, композиторов, художников, потому что с современными сложно.
Христианская ценность – это считать, что твоя страна святее и праведнее других, что сам ты лучше других, потому что уродился таким, что тебе бабы нравятся, и по этому случаю свою похоть считать делом во спасение, что крещен на славянском, а не на французском, что стоишь, а не сидишь в храме.
Любовь к родине, ее пейзажам, климату, песням, свадебным обрядам, эндемичной растительности, орденам, колокольням, героям прошлого, а вот к людям – нет, с этими надо построже, особенно если это пидораcы всякие.
Строительство офисно-гаражного комплекса с храмом на территории исторического монастыря.

А у нынешнего папы название то же – христианские ценности, – а набор, судя по всему, другой.

Пересесть на дешевую машину без охраны и поехать по городу, сказать «кто я такой, чтобы судить», долготерпеть, милосердствовать, не завидовать, не превозноситься, не гордиться, не бесчинствовать, не искать своего, не раздражаться, не мыслить зла, все переносить.
Ну да, и не опаздывать, конечно.

Как-то Путина спросили, что он думает по поводу того, как Олланд скромно пробирался на собственную инаугурацию в Елисейский дворец на машине сквозь парижскую пробку.
«Работать надо, а не заниматься популизмом», – не задумываясь ответил Путин.

Вероятно, как глава государства, Путин прав, и я вообще довольно мало симпатизирую Олланду.
Но то, что он сделал в день инаугурации, – это и есть христианские ценности.
По крайней мере, нынешний папа считает и поступает так же, а вот Путин в упор не видит тут ничего ценного.

Кого Бог послал

Ну и встречаться со всеми – это тоже христианская ценность.
Папа – это ж Франциск, выбравший для подражания св. Франциска Ассизского.
А тот встречался с кем угодно – не только с людьми приятными, праведной жизни, с добрым сердцем и светлым разумом.
Уж кого тебе бог послал, того же Путина, с тем и встречайся, того и переубеждай.
Волка, например.
Или вора в государстве воров и жуликов

Или с врагом тогдашнего христианского мира – египетским султаном.
Поехал к нему убеждать, полагая, что добрый, искренний человек найдет доводы к самому жестокому сердцу, самому холодному разуму, самой жесткой вые.
Встретился, проповедовал, призывал султана принять христианство и вопреки нравам своего времени (крестоносцы как раз штурмовали Яффу) вернулся живым.

И нынешний Франциск встречается с кем угодно, с кем бог послал.
А посылал всяких.
Например, аргентинскую хунту, которая сбрасывала политических противников с вертолета в океан и извела несколько десятков тысяч человек.
А он и с ними разговаривал.
Это, кстати, отличает папу Франциска, который нам так симпатичен, от нас самих.
Про Путина уж молчу

Александр Баунов

Tags: Психологический портрет, Путин, Путинизм-кретинизм, Художественная практика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 9 comments