sedoia (sedoia) wrote in m_introduction,
sedoia
sedoia
m_introduction

Categories:

Сыноубийца или Иван Грозный убивает всех.

Оригинал взят у sadalskij в Сыноубийца или Иван Грозный убивает всех.

"Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", - одна из самых известных картин Репина.
Авторское название "Сыноубийца". Народное - "Иван Грозный убивает своего сына".
Доподлинно неизвестно, как наступила смерть царевича, существует лишь легенда, что в этот день, 16 ноября, четыреста с чем-то, лень считать, сколько лет назад, грозный государь стал сыноубийцей.




Над картиной Репин работал долго и тщательно. Сам кроил костюмы для царя и сына, сам расписывал лайковые сапоги царевича с загнутыми носками, этюды делал с натуры в теремах Кремля, а мастерскую свою всю устлал коврами...


Натурщиков тоже подбирал придирчиво.
Для царя Ивана Грозного Илье Ефимовичу позировали:



художник Григорий Мясоедов


и композитор Павел Бларамберг.


Моделями для головы Царевича были писатель Всеволод Гаршин


и художник Владимир Менк.

Несмотря на то, что "Сыноубийца" произвел фурор и в Петербурге, и в Москве, картина оставляла гнетущее впечатление. Подолгу на нее смотреть никто не мог, дамы теряли сознание, у детей случались истерики.
Шедевр Репина был признан вредным и высочайшим повелением государя больше не допускался до выставок. Третьяков, приобретая картину, знал об этом, но через некоторое время гнев сменили на милость и князь Долгорукий уведомил мецената о разрешении экспонировать "Грозного" в галерее.

А вскоре мистическим и страшным образом "Грозный" отразился на судьбах многих натурщиков.


Григорий Мясоедов, с которого Репин писал образ царя, однажды в гневе чуть не убил своего маленького сына, которого тоже звали Иваном.



Писатель Всеволод Гаршин, послуживший натурщиком для образа убитого царевича, тонкий и ранимый человек, автор многих чудесных сказок, в том числе и "Лягушки-путешественницы", впал в тяжелую депрессию и во время одного из приступов выбросился с четвертого этажа в лестничный пролет. Разбился, и через пять дней умер в страшных мучениях в больнице Красного Креста.
Когда-то, остановив свой выбор на нем, Репин заметил: "В лице Гаршина меня поразила обреченность: у него было лицо человека, обреченного погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича".


А 16 января 1913 года в Третьяковке случилось страшное. Вбежав в зал, душевнобольной иконописец Абрам Балашов с криком "Довольно крови!" кинулся с ножом на картину и тремя ударами пропорол лица царя и царевича.


Безумного удалось поймать и отправить в психбольницу, но узнав о происшествии, бессменный хранитель Третьяковской галереи, добрейший и любимый всеми художниками пейзажист-передвижник Егор Моисеевич Хруслов, покончил с собой, бросившись под поезд...


Впрочем, нехорошая слава шла о Репине давно. Корней Чуковский писал:
"В его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает. Написал Мусоргского - Мусоргский тотчас же умер. Написал Писемского - Писемский умер. И чуть только он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том же месяце заболел и вскоре скончался...
Писал он Столыпина в министерстве внутренних дел и... едва только Репин закончил портрет, Столыпин уехал в Киев, где его сейчас же застрелили".


К слову, у самого художника после написания "Сыноубийцы" отсохла правая рука, до конца жизни он вынужден был работать левой и, как вспоминали современники, не мог даже перекреститься, как полагается...
Tags: Беллетристика., Психологический портрет, Художественная практика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments