nipolin (nipolin) wrote in m_introduction,
nipolin
nipolin
m_introduction

ОХОТА ПУЩЕ НЕВОЛИ

Работать чтобы жить или жить чтобы работать.
Эта дилемма возникает при развитии человеческой личности.
Труд есть необходимое и достаточное условие человечности. Но всякая работа, всякий труд связаны с преодолением трудностей. Всякий труд есть насилие над животной основой человека. Поэтому человек должен научиться преодолевать сопротивление этой своей животной основы ради своей человечности, ради своего выживания как биологического вида.
Итак, для выживания как биологического вида надо работать, чтобы жить. Но для выживания общества, которое невозможно без развития самого общества, этого недостаточно. Ибо при стабильном обществе в силу второго начала термодинамики возникают процессы деградации, система стремится к энергетическому минимуму, что и наблюдается идеологически в современном обществе в виде расцвета в общественном сознании всяческих идей фундаментализма.
Поэтому надо также и жить, чтобы работать, жить для труда. Комунистическая идеология предполагала сделать труд первой жизненной необходимостью, то есть предполагалось всех сделать энтузиастами. Сейчас стало понятно, что это утопия.
Потребители работают, чтобы жить, а энтузиасты живут, чтобы работать. Потребители, потребляя продукты производства, воспроизводят трудовые отношения и, потребляя последние, производят предметы потребления. Энтузиасты при всём этом также производят качественно новые трудовые отношения, что имеет своим следствием развитие общества.

С точки зрения теории развития основное противоречие общества – противостояние потребителей и энтузиастов.

Противоречие капитализма – наёмные работники против буржуев – в социализме приобретает форму противоречия наёмных рабов государства против бюрократов, выражающих интересы социального государства, производящего потребителей. Скачёк от буржуазного государства к социальному государству прошел при ведущей роли энтузиастов, которые увлекли потребителей мифом рая (коммунизма). Пролетарское мировоззрение в своей основе имеет инстинкт потребления.
Скачёк в рамках социализма к капитализму есть закономерный этап развития противоречия наёмных рабов государства против бюрократов - наёмные госрабы превратились в потребителей и для сохранения своей власти бюрократия предоставила свободу рыночным отношениям. В результате бюрократия с помощью рыночных отношений добилась абсолютной диктатуры над потребителями, чего не смогла сделать в СССР с помощью коммунистической идеологии.
Таким путём произошла конвергенция капитализма и социализма в общество потребления. Вследствие глобализации мировой экономики и заполнения рынков сбыта возник кризис перепроизводства в условиях общества потребления. Потребители устали потреблять, а производители не устают производить. В рамках капитала производители становятся лишними. Безработица – закономерное следствие империализма. Наёмные работники (свободные рабы системы наёмного труда) становятся лишними людьми.

Таким образом, человеческое общество исчерпало свой потенциал развития – идеологически это проявляется в расцвете фундаментализма. Идеологии фундаментализма должна быть противопоставлена идеология развития.

Добро в человеке перемешано со Злом. Сознательное стремление к Добру было главным условием вступления в божье царство Иисуса Христа. Но затем выяснилось, что Добро и Зло поменялись местами. Вера в разумного бога потерпела крах и наступило время веры в разумное государство диктатуры пролетариата. Ныне эта вера также разрушена. Человеческое общество потеряло ориентиры развития, а без развития оно обречено на гибель. Поэтому наступает время веры в разумное мировоззрение, в лоне которого возможно сознательное стремление людей к Добру, то есть к развитию общества. Следовательно, развитие становится тождественно Добру.
В условиях идейного вакуума и духовного кризиса, переживаемого человечеством, вновь стал актуальным знаменитый тезис Маркса - философы должны не только объяснить мир, но и сознательно преобразовать его. Философы из объекта должны стать субъектом развития. Марксизм в сухом остатке содержит основы теории развития.
Распад пролетарского мировоззрения на самом деле есть результат его раздвоения на два мировоззрения. В недрах разлагающегося общества в противовес мировоззрению потребления как реакция на его деградирующее воздействие неизбежно возникает в качестве его противоположности мировоззрение развития, носителями которого являются энтузиасты.
Энтузиасты обладают способностью ради Добра и предотвращения Зла идти против господствующей общественной системы. Дело заключается в осознанном применении этой способности, единственно человеческим применением которой может быть только осознанное развитие общества. Это требует, в свою очередь, развития познания, независимого от господствующей общественной системы. Для познания рациональной перспективы развития общества энтузиасты будут вынуждены обратиться к познанию развивающегося мира и создать мировоззрение развития.
Теория развития дает метод, понимаемый как предвосхищенная сущность предмета исследования. Теория развития абстрагирована при рассмотрении эволюционного ряда форм движения материи, а также истории их развития, и раскрывает способ взаимодействия противоположностей противоречия. Способ развития изолированного абстрактного противоречия приводит к абстрактной сети противоречий, а от последней совершается скачек к конкретной сети противоречий - теоретической модели развивающегося мира.
Человеческое общество должно раздвоиться с выделением из себя ноосферы – новой формы движения материи, сущностью которой будет познание, осуществляющее примат над производством, включая производство и самого общества. Познание предполагает добычу нового знания. Оно может осуществляться только энтузиастами, ибо потребители неспособны производить качественно новые идеи.
Ноосфера будет иметь такое же отношение к социосфере, как капитализм к феодализму.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment