Analitik (analitik_tomsk) wrote in m_introduction,
Analitik
analitik_tomsk
m_introduction

Categories:

Китайская философия

Китайская философия

Франсуа Жюльен — современный французский философ, специалист по китайской философии — известен русскому читателю по двум книгам, в которых он с разными акцентами, в разных ракурсах сопоставляет европейскую и китайскую культуры.
В «Трактате об эффективности», опубликованном в русском переводе в 1999 году, автор рассматривает разницу между китайской и европейской концепциями эффективности.
По убеждению Жюльена, европейская традиция «построения успешного действия» опирается на платонизм, то есть на подгонку практики к заранее заданной абстрактной схеме, «модели», «образцу», тогда как у китайцев, напротив, схема проверяется практикой.
Китайская концепция эффективности не в том, чтобы «преследовать» какой-то эффект, а в том, чтобы дождаться определенных условий и не мешать ему (эффекту) наступить.
«Для этого достаточно научиться извлекать пользу из развития ситуации, действовать так, как она сама «несет» нас», — объясняет Жюльен.
Три главных пункта его исследования, как пишет сам автор, — война, власть и язык.

Эту линию исследования Жюльен продолжает и в другой книге — «Путь к цели: в обход или напрямик.
Стратегия смысла в Китае и Греции», — опубликованной в Париже в 1995 году, а у нас изданной в 2001-м в изысканном переводе философа и востоковеда Виктории Лысенко.

Сквозная идея книги в том, что европейцы разделяют смысл на «прямой» и «подразумеваемый», а у китайцев такого разделения, по сути, нет: их смысловые стратегии строятся исключительно с помощью «обходного пути».
Эта интерпретация подтверждается на самом разном материале: военное дело, дипломатия, история, поэзия, философия — все эти «планы» у Жюльена оказываются изоморфными отражениями общей картины «непрямого пути».
Так же отражаются друг в друге разные сферы жизни у греков, только воспроизводя картину «открытого, прямого движения».
Так, например, греческая фаланга «лоб в лоб», сравниваемая Марселем Детьеном с организацией полиса, трактуется Жюльеном как некий образ общей «логики фронтального противостояния».
Как считает Жюльен, эта логика проявляет себя в греческой культуре повсеместно и особенно в риторике: «не является ли это лобовое противостояние фаланг на поле боя эквивалентом произносимых на площади перед народом речей, вокруг которых, собственно, и организовывался полис?» (с. 38)
У китайцев все наоборот: и военная наука, и все остальные сферы жизни опираются на косвенность.
Обходной маневр, говорит Жюльен, — то, что позволяет и воину и критику оставаться неуловимым и в то же время «неистощимым».

Ирина Протопопова


Tags: Методология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 17 comments