Analitik (analitik_tomsk) wrote in m_introduction,
Analitik
analitik_tomsk
m_introduction

Category:

Поэзия Шамшада Абдуллаева

Поэзия Шамшада Абдуллаева

Движение по пересечению пустых мест становится принципом.
У этого движения нет ни начала, ни конца, ни внутреннего, ни внешнего.
Само стихотворение напоминает об этом.
Оно словно уже давно началось и не может закончиться.
Из него трудно выделить фрагмент, поскольку это уже есть насильственный жест остановки, фиксации формы.
Само стихотворение оказывается своеобразным эквивалентом текста (бесконечно длящейся жизни).
И внутри себя оно обнаруживает такие же встроенные элементы, текстовые фрагменты в качестве образов-эквивалентов:

…Чего бы ты хотел?
Он ответил
(последними проступили: дверь,
заложенная досками, пустой сарай,
две-три скамейки, лобастые камни,
словно ожидающие гадательного знака или
шуршания касыды, прочитанной шепотом на псевдоарабском
питомцем Оксфорда в прохладный блекнущий вечер, и его
бледно-веснушчатый профиль заслоняет от нас
ландшафты Констебла)
: только две вещи — хорошей погоды и быть
диск-жокеем, а не историком…

(«Вид из окна»)

Оптические, звуковые, культурные знаки, монтажные скобки — все это не только замедляет действие, как в приведенном фрагменте, но, что не менее важно, создает особую гетерогенность подобного рода фрагментов.
Так и литературные, живописные и кинематографические коды — уже не ассоциации или аллюзии, «окультуривающие» пространство стихотворения, но именно эквиваленты текста, предполагающие вторжение инородных, неконтролируемых образов.
Но то же касается и всякого вынужденного тропа, в котором всегда обнаруживается какая-то недостача, неловкость и недоделанность этой поэзии, как и поэзии вообще.
Или, говоря иначе, открытость текста, разомкнутость формы.

Образы-эквиваленты не принадлежат самому стиху; они позволяют ему не просто быть объектом-для-чтения, но действовать подобно тому, как подспудно действуют силы жизни, нарушая и подтачивая устоявшиеся формы.
Без преувеличения можно сказать: именно этот момент непосредственного проникновения с помощью стиха, ориентированного на образы-эквиваленты, в неуловимое дление самой жизни и есть настоятельность (настойчивость) поэзии Абдуллаева.

…Медленность — место, в котором
труднее всего не меняться…

(«Медленное лето»)

Бергсоновский мотив, звучащий здесь, становится своеобразной рефлексивной формулой не только его поэзии, но и многих других поэтов Ферганы: в поисках ускользающего восприятия мы отрываемся от реальности, больше того — от бытия вообще, обнаруживая интенсивность длительности как место изменчивости, пространство становления другим, пространство, по сути, этическое.
Здесь уже не только язык заявляет о себе как несобственный, но само восприятие оказывается неприсваиваемым, вынесенным вовне — в образы-эквиваленты, внеязыковые образы-воспоминания, образы-аффекты, образы-грезы.
Каждый пробел заполняется самостоятельной жизнью этих образов, вытесненных на периферию сознания, признанных культурой ненужными, недостойными, пустыми.
Именно эти образы А. Бергсон считал самой материей, а вещи, в материальность которых так хочется верить, — лишь частной их актуализацией.
Именно в этих образах еще один бергсонианец Ж. Делез обнаружил природу кинематографа, ставшего фактически вынесенной вовне чувственностью современного человека.
Но кинематографический пласт в поэзии Абдуллаева важен не только тем, что отсылает к зонам общего чувства.
В кинематографе, благодаря столь ценимым Абдуллаевым неореалистам, Пазолини, Бергману и Антониони, открывается иное поэтическое и этическое измерение жизни.
Причем поэтическое и этическое удивительным образом соединяются.
Поэзия здесь — «без языка», она словно впаяна в саму реальность, и единственный способ ее проявления — действие по обнаружению места человеческой общности.
Для кого-то утраченной или невозможной, для кого-то — взыскуемой или грядущей.
Этика неожиданно превращается в поэтический язык.
Язык, лишенный языка.
В поступок, через который говорит сама жизнь, ее требование, ее императив.

Олег Аронсон

Tags: Методология, Психология творчества, Художественная практика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments