Analitik (analitik_tomsk) wrote in m_introduction,
Analitik
analitik_tomsk
m_introduction

Долгая дорога к Канту…

Основы философии Иммануила Канта мы попытались понять в беседе с доктором филологических наук, профессором Владимиром Хамитовичем Гильмановым.

Владимир Гильманов

– С чего начинается путь к Канту?

– Он начинается с постановки для самого себя главных вопросов всей философской системы Канта:
1. Что я могу знать?
2. Что я должен делать?
3. На что я могу надеяться?
А эти вопросы суммируются, что подчеркивает Кант, самым общим и фундаментальным – что такое человек?
И ответ Канта на эти вопросы даже для кантоведов – серьезная герменевтическая задача.

Мало сказать, что Кант в своей основной сути сводим к моральному закону, основанному на формуле: «Поступай так, чтобы максима твоей воли в каждое мгновение могла стать принципом всеобщего законодательства».
Максима воли в каждом человеке – это совесть, которая требует от человека, по Канту, необходимости следовать этой формуле, чтобы не только стать человеком, но и сберегать мир.
Но кроме этого, Канта нужно изучать, учитывая весь предшествующий мучительный опыт понимания человека и мира в философском и богословском ключе.
Я имею в виду те «силовые поля», без которых не мыслим Кант.
Это, например, проблема сознания, прежде всего, в аспекте восприятия и синтеза того, что воспринимается человеком в опыте мира, причем воспринимается человекоморфно.
То есть в сам опыт мира включен человек, который необходимым образом формирует вхождение мира в себя в своей чувственности и рассудке.
Это и есть «коперниканский поворот» Канта, поскольку до Канта большинство наивно полагало, что наше восприятие и понимание мира само собой отражает мир таким, каков он есть.
По Канту, мир «обречен» на ту форму его организации в человеке, которая свойственна именно человеку, то есть именно человеческое сознание в своей «таинственной» специфике формирует мир для нас, но одновременно дает миру возможность определяться для себя, но только через наше познание!

Кроме того, путь к Канту невозможно начать без учета философской и богословской муки предшествующих поколений по вопросу о Боге.
Сам Кант родился в протестантской среде, он воспитывался в духе пиетизма.
Он вырос в очень сложной культурной и идейной атмосфере Кенигсберга 18 века, в городе с развитой культурной инфраструктурой, с одним из ведущих европейских университетов.
Эта среда была проникнута магистральными трендами развития европейского самосознания в тот период, ознаменованного сложной драматургией соотношения веры и мышления.
В этот период «Бог еще жив» для человеческой культуры.
Ницше поспешил объявить о «смерти Бога» спустя примерно полвека после Канта.
Но для Канта мир без Бога развалится, несмотря на то, что в силу Своего абсолютного характера Бог вне пределов человеческой способности чувства и понимания.

Подчеркну эту трудность Канта для потомков, которые нередко считают Канта враждебным идее Бога. Кант просто честно признался современникам, что философская граница к Богу – это моральная вера: другая для философии невозможна…
Но Канта невозможно понять без его философского постулата о бытии Бога и бессмертии души.

– Каковы главные проблемы философии Канта?

Иммануил Кант ставит перед собой два главных вопроса.
Первый: может ли человек на основе собственного самосознания таким образом понять мир, чтобы на основе этого понимания он нашел возможность так называемой интерсубъективной гармоничной коммуникации с другими людьми, т.е. возможность внятной межличностной и межнациональной коммуникации, т.е. коммуникации, где есть взаимопонимание.
Кант понял наличие драматичного дефицита общих оснований для правдивого человечного и справедливого взаимобытия.
Сегодня мы друг друга тоже очень плохо понимаем, начиная от межличностного общения в социуме и заканчивая глобальными проблемами коммуникации между мировыми регионами.
Для Канта это был главный вопрос: возможно ли на уровне нашего самосознания таким образом организовать понимание, чтобы у нас появилась общая основа взаимопонимания.
У Канта это то, что называется общие априорные синтетические суждения.
И этот кантовский вопрос важен сегодня как никогда.

Второй вопрос: возможна ли свобода?
Сегодня мы не понимаем, что Кант имеет в виду под свободой.
Кант больше всего боялся «растворений» в разных растворах, в которых теряется истинная природа моей истинной индивидуальности.
Он боялся, что человек всегда будет инструментализирован каким-либо идеологическими, псевдорелигиозными, эстетическими и другими растворами.
Это «растворение» Кант считал болезнью мира, в котором жил.
Главным лекарством против этой болезни он считал просвещение, которое возвращает, по Канту, каждому индивиду тайну его бесконечной личной ответственности за мир.
Эту ответственность, мое истинное Я может узнать только при условии достижения глубинного максимума моей истинной человеческой сути на пути освобождения от традиционных форм разнообразного опекунства.
Бесконечные «опекуны» лишают меня свободы, которая, однако, по Канту, делает меня необходимым законодателем мира в его необходимой нравственной сути.
То есть, свобода – это мое делание мира по формуле морального закона, что очень непросто, поскольку мир всегда ищет формы, нередко приятные, для оправдания своей несвободы.
Сегодня эта несвобода основана, к сожалению, на доминирующем убеждении, что человек – это, прежде всего, природно-биологическое существо.
По Канту, человек укоренен не в физике, а в том, что над физикой – в моральном принципе.

Девиз Канта: «Sapere aude! Имей мужество пользоваться собственным рассудком без руководства со стороны другого».
В таком свете Канта сегодня в качестве «другого» выступает именно идолизированный принцип физического детерминизма.
Но Кант, понимая всю важность физической обусловленности человека как «гражданина природы», считал, что, будучи еще и «гражданином культуры», человек может обрести свободу, идея которой свойственна его разуму.
То есть, человек есть не homo naturalis и не homo oeconomicus, как считают многие, а homo moralis.

Как Кант решает проблему свободы?

– Кант пытается каждому современнику и каждому потомку напомнить, что без свободы мы обречены на утрату нашей истинной человеческой индивидуальности.
Без свободы мы никогда не откроем той глубины своей самобытной личности, которая связывает каждого человека со всем человечеством.
Но именно в этой свободе каждый соприкасается с предельной границей личностной индивидуальности: она – парадоксальна и означает не только социальную, но и космологическую ответственность! «Поступай так, как если бы воля твоего поступка была бы законом природы».
Максима Канта - то, что я отвечаю за мир, а не кто-то другой, включая общество.

Вы скажете - Гитлер или другой политический монстр решил, что он в своей индивидуальности отвечает за мир, как же тогда все остальные?
По Канту все сложнее.
Я познаю свою индивидуальность до определенной черты.
Когда я узнаю что-то, я узнаю то, что во мне всегда есть предел моему познанию.
У разных индивидов – разные пределы, но всегда есть последняя граница всеобщей предельности. Например, природа.
Мое познание природы, по Канту, никогда не будет абсолютно соответствующим тому, что есть природа в себе.
Потому что природа познается через то, как она является мне.
Это и есть «вещь в себе», потому что природа является в мою субъектную способность ее воспринять и продумать внутри меня, в мельнице моих рассудочных категорий и способности чувствовать.
Но она же всем является по-разному, даже суперфизикам, которые создают разные теории космоса и мозга, например, Хокинг и Пенроуз.
Кант говорит, что каждый воспринимает мир по-своему и у каждого есть индивидуальная динамика его личного произвола, но есть какие-то общие основания, сводимые им к необходимости эти произволы регулировать по общему для всех закону.
Подчеркну еще раз: не по внешнему, например, юридическому или религиозно-догматическому закону, а по внутреннему моему, узнаваемому в моей индивидуальной честности меня во мне.
Это – удивительный факт морального закона во мне, который должен быть последним и общим для всех регулятивным принципом.
Предательство этого закона, по Канту, есть сущностное самоубийство, поскольку как биомасса я еще буду быть, но уже не как человек в свой истинной сути.
Случится «расчеловечивание человека», прорыв зверя.
На место свободы морального закона с его целеполагающими и организующими энергиями явится «повелитель мух», как в романе У. Голдинга…

Философия свободы Канта очень неудобна для человека, поскольку человек всегда предпочитает «леность и трусость» несовершеннолетия и зависимости от того, что он возводит в статус необходимо первичного – инстинкты, деньги, комфорт, карьера и т.п.
Свобода – трудное дело, и Кант, зная это, настаивает и назидает: свобода – это не склонность и не приятное самоутверждение, а тягостный долг в любой ситуации поступать по совести.
Его философия – серьезное предупреждение для потомков, поскольку вопрос о возможности свободы Кант сводит к вопросу о выживании.
Несвобода от ложных идей, от идолов и страстей, от предубеждений и т.п. губительна для человечества и загонит его на «погост человеческого рода».
Свобода – это великий долг человека осуществить свою истинную, но трудно постигаемую сознанием суть.
Максимум нашего познания говорит, что в мире все детерминировано, но у всех по-разному.
В разных идеологиях и религиях, в разных науках и искусствах эти причинно-следственные связи разные. Значит, мы не можем друг друга понимать?
Значит, я тотально несвободен, и я могу только раствориться в этой детерминированности природой, идеологией или религией?

И Кант ставит вопрос: а есть ли в каждом индивидууме нечто, что для всех абсолютно необусловлено? Это - моральный закон.
Кант искал то, что есть внутри каждого индивидуума, независимо от его национальности, вероисповедания, сословия, политических убеждений.
Есть ли в нас возможность коммуникации друг с другом?
Есть ли возможность выйти из детерминизма?
Кант сказал, что есть.
Эта возможность основана на факте необусловленности, т.е. свободы совести во мне.
Это моя внутренняя первопричина, которая может сделать меня свободно действующей силой в полностью несвободном мире.
Кант считал, что человек единственное существо, способное свободно целеполагать.
Кант не объясняет природу совести, он говорит, что это просто есть во мне.
По Канту, это единственный трудный путь Просвещения…

Кант – это один из немногих философов в истории мира, с которым не так легко разделаться с позиций любой другой системы мысли, включая естественнонаучную методологию.
По причине поразительной глубины честного «мониторинга» человеческого сознания Кант обладает удивительным иммунитетом против всех попыток его преодолеть.
Он – непреодолим.
При этом при всей сложности его трансцендентального аппарата он кажется до наивности простым для большинства, поскольку ставит во главу всех углов свой моральный закон.
Уже в детстве многие начинают уставать от назиданий по поводу совести, которой «грузят» родители, школа и т.д.
Но кантовская простота, на самом деле, невероятно сложна в своей практической реализации.
И в этом зловещий парадокс человечества – люди приходят в мир с интуицией добра, а превращают реальность в «банальность зла».

Сегодня, когда мир по-прежнему лихорадит, к Канту обращаются многие в попытке переоткрыть и актуализировать его, поскольку людям все же трудно избавиться от «двух вещей», о которых Кант пишет почти с пафосом, хотя был против пафосности: это – «звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Представьте, какую миссию мог бы взять на себя Университет, носящий имя Канта, по «работе над ошибками» в истории и современности, совершенными и совершаемыми по причине предательства морального закона!

Tags: Кант, Методология
Subscribe

  • Путин, Зюганов, Чапаев

    Неспроста Президент подарил Оппозиции Его Величества именно героя гражданской войны. Они оба красные, оба мелкие. Сталин, Ленин, Троцкий, Николай…

  • Охота в зоопарке

    Очередная победа Великого и Ужасного Путина! Европа признала Донецкую и Луганскую власть! Убийство 40 детей в центре Европы превысило терпение…

  • Новая Украина и Старая Россия

    История русско- украинских отношений переживает новое рождение. Громадный исторический цикл отношений старшего и младшего братьев подошел к концу.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments