Analitik (analitik_tomsk) wrote in m_introduction,
Analitik
analitik_tomsk
m_introduction

Бадью и Жижек: теология материализма

Если отвлечься от многочисленных различий в философии Алена Бадью и Славоя Жижека, то один из их наиболее интригующих разделяемых обоими тезисов состоит в том, что хотя мы живем в мире, где траектория нашего существования фундаментально определяется нашей биологической конституцией и социальной включенностью, тем не менее иногда нам даётся шанс совершения действия подлинной свободы; действия, перефразируя Бадью, в котором мы можем превзойти самих себя.



Кроме того – и с этим соглашаются и Жижек и Бадью - экстраординарный шанс такого действия может возникать не в виде чьего-то дара, а именно и исключительно по причине, которая буквальным образом ни на чем не основывается.
Согласие исчезает, когда встаёт вопрос - чем же в действительности является это ничто, поскольку, как известно философам начиная по меньшей мере с
Гегеля, ничто не является непременно не-существующим. …
И поскольку этот шанс свободы возникает как следствие из ничто, - результат всегда не гарантирован, всегда непредсказуем, неисчислим, некодконтролен.

Вот почему, попадая в царство свободы, мы никогда не уверены в успехе. Скорее, на пути к свободе всегда сохраняется неуверенность.
Или, перефразируя последние строки из «Безымянного» Самуэля Беккета: На фоне «безмолвия» этого ничто, фундирующего свободу, «которая вам неведома», вы должны будете решить: продолжить действие или нет?

Эта непредвиденность - следующая из того факта, что конце цепочки причин ничто, ничто за вычетом пустоты - фундирует наш мир, делая его миром, в котором мы не просто существуем, но иногда нам открывается благодать шанса свободы; благоволение, которое, согласно Бадью и Жижеку, прекрасно характеризует материалистическую философию.
Однако, эта благодать не есть разновидность чудодейственного воздаяния.

Благодать материализма не предлагает немедленного спасения; её «чудо» заключается «просто» в открытии возможности, сохраняя при этом полную ответственность и тяжкий труд осуществления, всегда предстоящий заново; т.е. эта возможность полностью зависит от нас самих.
Таким образом, ставка Бадью и Жижека раскрывается в утверждении, что подлинный материализм должен парадоксальным образом включать элемент благодати, он должен предоставить шанс, где может произойти нечто, посредством чего мы способны нарушить движение этого мира: случайная встреча любви, политическая революция, научное открытие или художественное творение (заимствуя словарь Бадью).
Одновременно они настаивают, что такая инстанция благодати может быть верно концептуализирована только в понятиях материализма, т.е. как инстанция чистой неустранимой случайности, отделенной от любой идеи установления трансцендентной Потусторонности.
Соответственно должно прочитываться заглавие настоящей работы Благодать материализма: в своём двойном смысле, обращаясь одновременно к материалистическому элементу шанса, подразумеваемому в теологическом представлении о благодати, и к теологическому моменту благодати, который открывается нам в непредвиденном мире материализма.
Ставка на милостивый материализм, в котором «случаются чудеса», может показаться удивительной, имея в виду хорошо известный «воинствующий» атеизм Бадью и Жижека.
Однако, и это конечно еще удивительней, они оба полагают, что такая ставка может обнаружить важный источник вдохновения в самом сердце Христианской теологии, или - как в более сдержанном варианте у Бадью - на полях посланий апостола Павла.
Как нам следует понимать эту идею?


TheGrace of Materialism

Перевод Сергея Адащика


P.S.
Положим, у Бадью "Событие" должно сработать/явиться в аксиоматике "Любви", "Политики", "Науки" и "Искусства" , а не по какой-то неполной выборке из этого аксиоматического перечня, как можно понять из этого перевода. (Аналитик)



Tags: Бадью, Жижек, Методология, Методология марксизма
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments