analitik_2009 (analitik_2009) wrote in m_introduction,
analitik_2009
analitik_2009
m_introduction

Categories:

Яцек Мальчевский. Порочный круг Польши.

Яцек Мальчевский (1854-1929).
Родился в 1854 году в Радоме, в семье обедневших шляхтичей.
До 13 лет воспитанием будущего художника занимались его родители, отец - Юлиан и мать – Мария, которая происходила из рода Корвин-Шимановских.
Отец был глубоко религиозным и культурным человеком, он считался знатоком творчества Данте и польских романтиков.
Он оказал огромное влияние на формирование мировоззрения Яцека, он привил ему идеи патриотизма и польского национального мессианства, которым были пропитаны произведения польских литературных романтиков.


Автопортрет.

Яцек Мальчевский  - один из главных представителей «Молодой Польши».

На рубеже XIX—XX веков «Молодая Польша» обозначала не только литературу, но и музыку, театр, а также определенный стиль жизни в художественной среде.
Как наименование молодого поколения впервые его употребил на страницах краковского журнала «Жиче» Артур Гурский в цикле статей.
Он доказывал, что новое искусство должно носить характер национальный, польский, при этом отличаться юношеской страстностью.
В первый раз под этим названием объединили краковских модернистов, сгруппировавшихся вокруг Пшибышевского.
Размышляя о современной ему литературе, в частности о значении слова «молодой» в наименовании эпохи, Ян Лорентович, польский критик рубежа веков в своем эссе писал: «Молодой — это тот, кто отгораживается от всякой рутины, от всяких увядших литературных предрассудков, кто неустанно отвоевывает свою индивидуальность».
Это «отвоевывание» собственной индивидуальности закономерно приводит к тому, что в творческую манеру многих младополяков невозможно отнести к какому-либо одному направлению…

Когда  я читаю этот призыв «Молодой Польши» к молодости: «отвоевывать свою индивидуальность»,  то понимаю, что кровь старой шляхетской Польши еще бурлила в венах  молодых интеллектуалов протектората царской России, тронутого всеобщим революционным брожением.


Примерение.

Протектората, из которого в Россию хлынули несметные полчища польских евреев и полячишек,  оплодотворяющих старую, чиновничью Россию торгашеским духом продажности всего, которых так любил всовывать в свои романы Федор Достоевский.
Полячишки Достоевского – гнойный нарыв польского рыцарства, шляхетства на разорванной  душе поляка.
Продажные рыцари духа и дела, утратившие вкус собственной Родины еще в те времена, когда возникла шляхетская вольница и был продан простой сельский народ за возможность возвести  в шляхетский принцип жизни понт
"отвоевывать свою индивидуальность" всяко и везде.


Автопортрет в доспехах.

Та шляхта, мелкопоместное дворянство, которая  приняв католичество, отгородилась от своего православного народа, которого держала за православное быдло, драла с него три шкуры, что и привело к последующим изменениям идентичности поляков-католиков и поляков-православных.
Отход от католической чванливой Польши шляхтичей работающей крестьянской православной Польши.
При Богдане Хмельницком была потеряна половина территории тогдашней Польши, и потом три раздела Польши привели ее к полной и многолетней утрате своей государственности, независимости.
Шляхта-рыцари, потеряв опору в своем народе жила в безвоздушном пространстве "индивидуальности": славы, подвига, кутежа  и разбоя.


Порочный круг.

Одним из таких рыцарей по духу и был Яцек Мальчевский, - молодость, отвоевывающая собственную индивидуальность в безвоздушном пространстве  самореализации.
Придуманная для себя и культивирующаяся для других тайна крови, якобы текущей от  древнего королевского рода Пястов и спокойная академическая жизнь обеспеченного сытого художника.


Автопортрет с Музой.

Сформировавшись в симбиозе века шляхты и "Молодой Польши", Мальчевский затем был заброшен в новое столетие и, сначала не слишком понимая эту разницу, продолжал вести себя так, как подсказывали ему его идеалы и его воспитание.
В его картинах по-прежнему глядели вдаль крылатые женщины, юные поляки воплощали в себе грустные надежды многострадальной страны, золотились унылые безлюдные равнины и сохранялось настроение отчужденной и достойной меланхолии, столь близкой и родной каждому интеллигентному поляку.


Моя жизнь. Детство.



Моя жизнь. Моя Душа.



Моя жизнь. Возвращение.

Мир же не собирался застыть в этой величественной недвижимости, а кривлялся, корежился и всячески гримасничал гримасами "полячишек Достоевского", жонглируя новыми идеями и новыми приемами.
Мальчевский гордо повернулся спиной ко всем художественным причудам, не замечая ни Сезанна, ни Пикассо.
Вскоре, однако, отпетая молодежь умчалась далеко вперед.
Не оглядывавшийся на нее Мальчевский, думая, что оставил друзей и коллег далеко за спиной, вдруг с трудом стал различать их стремительно удаляющиеся фигуры.
Мечта его жизни оказалась осуществленной.
Царская Россия пала, Австро-Венгрия развалилась, и воспрянула духом свободная независимая Польша.
Для этой новой Польши "благородная до нельзя" шляхетская  фигура Мальчевского оказалась мало нужной — к нему относились почтительно, но держались от него в стороне, как держатся в стороне от благородной старухи-родственницы, давно утратившей состояние, но не собирающейся поступаться своей величественностью.


Автопортрет с Музой.

Молодое поколение было занято тем, чтобы в сжатые сроки пережить опыт европейского авангарда и кубизм; сюрреализм, абстракционизм сменяли друг друга на новых выставках с головокружительной быстротой.
Двадцатый век ворвался в Польшу, и этому двадцатому веку Мальчевский был чужд. Умер Мальчевский во славе и достатке в Кракове, в 1929 году.

Вспомните знаменитые образы Шляхты польских классических шляхетских фильмов "Пан Володыевский",
"Потоп", "Огнем и мечом",.. любовь-шляхта-подвиги-шляхта-любовь,.. так и у Мальчевского...автопортрет-Я-автопортрет...

Никто из художников не нарисовал столько автопортретов и себя любимого в образах исторических персонажей, чем пан Яцек...



Христос перед Пилатом.


Святой Иоанн и Саломея.


Христос в Иммамосе.



Польский Гамлет.


Польский Гектор.


Геркулес на перепутье.


Сатир.


Христос и Самаритянка.


Танатос.


Смерть.


Одна струна.


Дань (Трептих).


Дань (Трептих).


Дань (Трептих).


Прощание.


Момент создания спящей Гарпии.


Покой.


Автопортрет со Смертью.


Автопортрет с черепом.


Автопортрет с писанкой.


Автопортрет с палитрой.


Автопортрет.


Автопортрет с Музой.


Автопортрет с Музой.


Автопортрет с гиацинтом.


Автопортрет на фоне Вислы.


Автопортрет в белом.


Автопортрет в доспехах.






В студии.


Музыка. Автопортрет.


В студии. Автопортрет.


Автопортрет.


Автопортрет в якутской шапке.


Автопортрет.


Автопортрет.


Автопортрет с Мичиславом Мазецким.


Конец Польши. (1905 год).


Автопортрет.


Автопортрет с Музой.


В облаке пыли.


Меланхолия.

Образы шляхетской вольницы не могут переступить окна комнаты художника, на подоконник которого оперлась женщина в трауре, смотрящая в даль пустоты сельского пейзажа детства художника...


Рисунок дружившего с Мальчевским художника Выспянского - тот нарисовал Яцека  без шляхетских прикрас.

Tags: Беллетристика., Психология творчества, Художественная практика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 25 comments