nipolin (nipolin) wrote in m_introduction,
nipolin
nipolin
m_introduction

Category:

КРИЗИС НАЁМНОГО ТРУДА

Охота пуще неволи.
Свободный труд – это труд с целью развития личности. Поэтому рядом с наёмным трудом сейчас всегда находится труд как хобби, который является реликтом (или рудиментом) свободного труда. Свободный труд остаётся только в семье в процессе производства людей, хотя есть тенденция замещения его наёмным трудом.
Свободный труд – это не произвольная деятельность, он есть разумная деятельность, поскольку свобода есть познанная необходимость. Истинная свобода разумна и целеустремлённа. Человеческая необходимость состоит в развитии человеческой личности. Поэтому цель человеческих отношений – развитие личности. Средство для этого – свободный труд.
Маркс ещё в 1841 году обнаружил раздвоение трудовой деятельности: "отношение рабочего к продукту труда", с одной стороны, и "отношение рабочего к его собственной деятельности", с другой (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч.т.42,с.90,91). Если отношение к продукту труда – основа наёмного труда, то отношение рабочего к его собственной деятельности – основа свободного труда.
Наёмный труд – труд несвободный, труд под давлением биологических потребностей человека, которые впрочем, осознаются в первую очередь, тогда как социальные потребности отодвигаются на второй план (чечевичная похлёбка за право первородства). Наёмный труд использует человека как средство, а свободный труд – как цель, ибо поскольку человек общественное животное, постольку личность для своего развития нуждается в развитии личности окружающих людей. Труд создал человека, наёмный труд делает из человека животное. Точнее, наёмный труд раскрывает человека с животной, биологической, стороны, тогда как социальная сторона вынуждена догонять, развивая социальную сторону человека, чтобы не допустить животной деградации общества.

В истории свободный труд заместился наёмным трудом. Действительно, наёмный труд имеет преимущества. Наёмный труд создал цивилизацию. Но не он придумал её. Наёмный труд совершается для удовлетворения потребностей людей, но он в принципе не может придумать способы и пути создания новых вещей и новых отношений людей, которые способствуют такому удовлетворению. Нельзя создать новое по принуждению, точно так же, как нельзя заставить пить лошадь, пока она сама не захочет. Итак, цивилизация создана наёмным трудом, но придумана она свободным трудом.
Разделение труда стало двигателем прогресса только после раздвоения труда на свободный и наёмный труд, когда наёмный труд, выделившись из человеческого труда, стал бороться за свой примат относительно свободного труда. Но как только он его победил, так наступил регресс. Таким образом распалась Римская империя. Засилье наёмного труда вызвало деградацию цивилизации – римляне перестали размножаться, тогда как с этим делом в обществах свободного труда было как всегда. (_ttp://dolboeb.livejournal.com/2420158.html?thread=174618302#t174618302 From: Andrew Maksimov Date: Ноябрь, 30, 2012 10:37 (UTC) Не все так просто... Жители Рима имели городской водопровод, общественные библиотеки, бани, театры,... Знали о форме Земли, догадывались об атомарном строении мира...А их потомки, скатились в неолит, начали жить в избах с земляным полом, мыться два раза в жизни и верить в плоскую Землю с нависшим над ней твердым небом. Кто застраховал нас от повторения истории?)

Наступила эра якобы свободного труда – тёмные века средневековья. Свободный труд был поставлен под контроль государства, которое занялось рекетом якобы свободных производителей. Наёмный труд изменил форму. Эта форма приобрела глобальное распространение. И до сих пор она чрезвычайно широко распространена – это свободные производители, вынужденные оплачивать в той или иной форме государству свое право на свободный труд.

Наконец наёмный труд приобрёл частную (приватную) форму, когда между государством и производителем образовалась система частного капитала. Свободный труд был поставлен в такие общественные условия, когда он должен продавать своё рабочее время. Наёмный труд - это цивилизованная форма рабства, или, если нравится, рабство – это нецивилизованная форма наёмного труда.
Могут сказать, что наёмный труд при капитализме предполагает свободного владельца рабочей силы. Но здесь налицо распространённая логическая ошибка, принявшая форму предрассудка. Свободного владельща рабочей силы, свободного от общества, его создавшего, не существует. Люди всегда зависят от людей. Люди в принципе несвободны. Эта зависимость не исключает свободу выбора, поэтому даже последний раб имеет право на выбор в той мере, в какой он наделён разумом. Кроме того, наёмный труд с точки зрения не раба, а господина, есть простое использование рабочей силы (раба или свободного человека) в своих целях.
Отсутствие частной собственности на исключает наёмный труд. Это обстоятельство замалчивают записные марксисты. При социализме в роли наймодателя выступает не частный капитал, а государство диктатуры пролетариата (наёмных работников). Поэтому распад СССР и переход так называемого развитого социализма в капиталистическую фазу социализма же произощёл самопроизвольно путем раздвоения бюрократии и превращения одной её части в буржуазию, которая стала прослойкой между производителями и государством.
В наёмном труде сам свободный труд приобрёл целесообразность. В своё время масса расплодившихся людей была использована наёмным трудом для создания по всему миру мегалитических построек, пирамид. А сейчас мы обязаны ему всем достижениям цивилизации.
В чём же кризис наёмного труда?
Преимущества наёмного труда оборачиваются неприятностями для самих производителей. Повышение производительности труда в условиях глобализации делает часть производителей лишними. Кризис наёмного труда сопровождал капитализм всю его историю, особенно на стадии империализма. Отсюда войны за рынки сбыта. Две мировые войны были вызваны именно этими проблемами. С появлением атомного оружия в середине 20 века и захватом в качестве рынка сбыта всей Земли в конце 20 века кризис наёмного труда приобрёл глобальный и, поэтому, неотвратимый характер. Это не только кризис перепроизводства, а кризис всего человеческого общества, кризис человеческого труда. После удовлетворения своих биологических потребностей человек-потребитель теряет цель жизни. Потребитель имеет в качестве цели потребление. В условиях кризиса перепроизводства эта цель себя исчерпала. Но так как, с другой стороны, капитализм существует благодаря наличию потребления, то он способствует формированию мировоззрения потребления и общества потребления.
Нет путей решения кризиса наёмного труда,так как нет заказчика, ибо заказчик понимает, что решение связано с ликвидацией гегемонии наёмного труда. Путь преодоления кризиса наёмного труда должен разработать и осуществить только свободный труд.
Некоторые предлагают марксизм. Но это путь, если идти дальше Маркса. Маркс остановился на диктатуре пролетариата, диктатуре наёмных работников. Но наёмные работники никто без господина. Как стало известно, пролетариат в условиях своей диктатуры превратился в потребителей. Поэтому требуется диктатура свободного труда.
Маркс предполагал преодоление разделения труда способом смены занятий (сегодня рыбалка, завтра охота). Но разделение труда есть необходимое условие развития. Так как свободный труд есть целесообразная деятельность, то он будет уделом разумных энтузиастов, а наёмный труд – уделом потребителей.
Целесообразная деятельность требует примата познания относительно производства. Поэтому необходимо создать ноосферу, которая станет достаточным условием коммунизма как синтеза наёмного и свободного труда при гегемонии последнего.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments