
Сегодня именно такой случай.
Что можно сказать о нашем госте…
Художник-Карикатурист.
Да, только так, с большой буквы…
Это наша вторая встреча с ним, о первой встрече можете прочесть здесь:
Денис Лопатин! The Show Must Go On.
Итак, встречайте.

Денис Лопатин
Денис Петрович Лопатин.
Родился 9 ноября 1977 года в г. Минске.
В 2002 году окончил Белорусский государственный университет культуры.
Через два дня после получения диплома приехал на Камчатку.
Публиковался в газетах: «Вести», «Камчатское время», «Аргументы и Факты — Камчатка», «МК на Камчатке» и др.
Награды и регалии:
Четыре судебные повестки за карикатуру в газете на первого заместителя губернатора Камчатской области — 2003 г.
Вызов в прокуратуру за газетный комикс — 2004 г.
Предупреждение газете от комиссии по надзору за СМИ за тот же комикс.
Запрет губернатора М. Машковцева выставки «Гримасы власти» — 2005 г.
Выдворение из зала суда за зарисовку судебного процесса — 2006 г.
Специальный приз от итальянского издателя Марко Солди на Московском международном фестивале комиксов «КомМиссия» — 2007 г.
Снятый с экспозиции стенд художника на «КомМиссии-2008» по чьей-то личной просьбе — 2008 г.
В 2011 году художник Денис Лопатин стал дипломантом сразу двух крупных международных конкурсов - один проходил в Германии, другой в Португалии.
Причем, португальский «World Press Cartoon» считается самым престижным в мире форумом мастеров шаржа и карикатуры.
В апреле 2011 года, Денис Лопатин участвовал в конкурсе профессиональных карикатуристов-шаржистов в социальной сети Фейсбук и сразу сорвал Гран-при.
Персональные выставки:
1998 - Могилев, Беларусь
1998 - Минск, Беларусь
2000 - Люблин, Польша
2000 - Минск, Беларусь
2003 - Петропавловск - Камчатский, Россия
2004 - Табор, Чехия
2004, 2005, 2011, 2012 - Петропавловск - Камчатский, Россия.
Денис, Здравствуйте!
Прежде всего, хотелось бы поблагодарить Вас за согласие побеседовать.
Спасибо!
И наш разговор мы начнём, с обычных житейских вопросов. Минск, это Город Вашего Детства!
Каким он Вам запомнился? Что сохранилось в памяти?
Здравствуйте!
Я очень признателен Вам за приглашение и добрые слова.
О Минске могу рассказать много хорошего, хотя детство моё прошло большей частью на Камчатке – в Белоруссии я прожил первые 7 месяцев, а с 1993 по 2002 годы получал там образование в минском архитектурно-строительном техникуме (дизайн) и в БГУ культуры и искусств (культурология).
Все студенческие годы активно публиковал карикатуры в местной прессе, постепенно склоняясь от юмора к сатире, от официальных газет - к оппозиционным политизированным изданиям.
Особенно плодотворным было сотрудничество с изданием белорусских анархистов «Навiнкi», закрывавшемся властями 3 раза и теперь окончательно задушенным.
О белорусских журналистах и политиках можно бесконечно долго беседовать и спорить, и по-своему будут правы и неправы сторонники каждой точки зрения. Много поводов для горькой иронии.
Что же касается собственно детства, то необычными в нём были два обстоятельства: во-первых, с моего трёхлетнего возраста всем окружающим была очевидна моя будущая профессия (художник-портретист), хотя сам я рассматривал иные варианты, и теперь всё-таки больше шаржист.
Во-вторых, это сам Петропавловск-камчатский – крайняя точка на карте во многих смыслах. Здесь режет глаз крайняя степень дикого и прекрасного в природе и людях, а цивилизации не было, нет и не предвидится.Яркие воспоминания…
Грандиозное извержение вулкана, наблюдаемое по пути из школы домой.
Медведь-шатун на улицах города, из-за которого мы пару раз ходили в школу вместе с сопровождающим.
Лисы, громадные орлы, невероятных размеров рыба. Ездовые собаки с голубыми глазами.
Скала у берега, на которую я вечером влез рисовать красками морской этюд и прозевал прилив – к ночи скала стала островом.
Человеческие кости на асфальте одной из центральных улиц.
Дети, к 12 годам посадившие в хлам печень алкоголем и мозг - клеями.
Разруха в вымирающих рыбацких и аборигенских посёлках.
Пуля, просвистевшая мимо меня – пьяные подростки развлекались стрельбой по прохожим.
Спасибо Вам за ответ.
Теперь понятно, о каком медведе идёт речь, когда на Западе люди считают что они в России по улицам ходят.
Шучу, конечно…
Было бы не правильно, если не попрошу Вас рассказать о Родителях. Только став взрослыми мы понимаем и смотрим уже по-другому на многие вещи. Как Вас воспитывали, что старались привить?
Вырастили меня мама с бабушкой и дедом в обычной хрущёвке среди книжных полок до потолка.
Советские интеллигенты, они инвестировали только в книги и турпоездки, что поныне вызывает моё горячее уважение.
Воспитывали личным примером.
Комната деда была похожа на сундук пирата – раковины, географические карты, туземные маски, сувениры и монеты всех стран мира, куда отпускали советских туристов.
Несмотря на широту интересов и любознательность, дед был мрачным типом с бесподобным чёрным юмором.
Когда его парализовало после инсульта в 2002-м, я прилетел из Минска помогать бабушке – и остался.
Главным человеком в моей жизни была бабушка.
Не встречал пока ещё людей с таким же количеством жизненной энергии и любви, бьющих фонтаном.
Дочь репрессированного врага народа, дворянских кровей, потерявшая большинство родных при немецкой оккупации Минска, после войны – корректор, затем редактор камчатской газеты.

Дедушка и бабушка
Мама живёт в Минске, куда я периодически езжу её навещать.
С отцом виделся один раз в жизни, когда испрашивал его официального разрешения на смену гражданства (схожая ситуация – в фильме «Интердевочка»).
Многие считают жанр карикатуры несерьёзным. Говорят что это баловство, а вот серьёзное искусство это картины маститых мастеров…
Но тем не менее, карикатура востребована, она интересна людям.
Есть талантливые художники, которые творят в этом жанре.
И что самое интересное, это то, что власть боится.
Иногда достаточно одной работы, что бы заставить властные структуры ,,метать гром и молнии,,.
На Ваш взгляд, в чём такая убойная сила карикатуры?
Да, считается, что в пропаганде и в современном пиаре карикатура – тяжёлая артиллерия, как гаубица на поле боя.
Попал в точку – противники в клочья (то есть их рейтинги).
Не попал (плохой рисунок, сходство слабое) – всё равно получается какой-никакой артобстрел, и враги нервничают.
Причина в том, что люди привыкли верить своим глазам, а не ушам, - образу, а не написанному слову. Изображение напрямую попадает в мозг, минуя фильтры сознания. Тексты и чужую речь мы принимаем гораздо критичнее.
Карикатура – настолько сильный аргумент, что способна поколебать устойчивую политическую позицию, зародить сомнения, заставить задуматься.
Согласен, что карикатура очень сильный инструмент. От себя добавлю, что главное в чьих руках это грозное оружие…
Если посмотреть на ситуацию в России, которая имеет место быть сегодня и сейчас. Извечный вопрос…Кто виноват? Что делать?
Как одолеть нашу сцементированную коррупционную пирамиду, которая тихонько подменила собой государство, съев его изнутри?
Я убеждён, что это возможно таким же путём: подменить сложившиеся коррупционные отношения нормальными.
Были примеры такого чуда в истории других стран.
Нужно перестать брать и давать взятки, перестать пользоваться блатом или самому оказывать услуги «нужным людям».
Взятка гаишнику, сбор денег школьниками «на окна в учительской», даже коробка конфет в благодарность за быстро сделанную справку – всё это коррупция.
Хотя отказываться поначалу невыгодно и опасно.
Когда количество честных людей вокруг станет преобладать и проявятся их конкурентные преимущества, - вот тогда уже, наоборот, опасно и невыгодно станет нарушать закон. Но не всегда получается, как хочется.
Даже в моей несистемной профессии, есть пространство для взятки.
Как ни забавно звучит: пару раз мне доводилось, к стыду своему, брать деньги от местных политиков за моё безделье на выборах – за временное нерисование карикатур на них и их правящую партию.
Впрочем, люди те были «серьёзные», и в противном случае я потерял бы не только деньги. Сделать «предложение, от которого нельзя отказаться» - выгодное и содержащее скрытую угрозу – наши гангстеры с мигалками умеют.
Неприятно, когда твою цену называют в цифрах, но ещё хуже, когда не стоишь совсем ничего.
Согласен. Но посмотрите, что получается.
Огромная территория, богатейшие природные ресурсы, немалое количество талантливых людей…
И что? На протяжении многих веков продолжается одно и то же. Отнять и поделить, причём этот лозунг находит благодатную почву.
Ведь все знают, что надо делать, некоторые даже знают, как надо делать, но все забывают одну главную вещь.
Кто это всё будет воплощать в жизнь? На Ваш взгляд, есть ли выход из этого замкнутого круга?
Ох, какой серьёзный разговор получается.
Мне, наверное, ещё рано рассуждать о путях развития страны.
Постараюсь посильно воплощать в жизнь простые житейские принципы добра, справедливости и соблюдать Правила дорожного движения.
Ещё я ценю свою работу за возможность жить, как последовательный анархист: никому не подчиняться и никого не подчинять, не иметь с государством никаких отношений.
Ведь на практике внезапно оказывается: решительно всё, в чём человек нуждается, может прекрасно существовать без государственного принуждения.
Медицина?
Мы все давно привыкли к платным врачам, обходя за километр бюджетные поликлиники. Школа?
Есть курсы, кружки, частные лицеи и репетиторы, библиотеки.
Армия?
Тяжёлый вопрос… Однако: Гуляй-Поле, 1917-1921. Повстанческая армия Махно. Четыре года успешной войны на три фронта.
Полиция?
Изначально в Великобритании, где полицию придумали, она была отделена от государства. Репутация у констеблей, кажется, неплохая.
Раз уж затронули тему полиции. Скажите, на Ваш взгляд конечно, что необходимо сделать, что бы полиция работала хорошо?
Не могу лично подтвердить стереотип, будто полиция работает плохо.
Мне и моим знакомым не приходилось страдать от произвола и некомпетентности. Когда милиционеры опрашивали меня как возможного свидетеля - были предельно вежливы и точны.
Однажды видел издалека передачу денег инспектору ДПС, и жалею, что не было под рукой видеорегистратора.
Если гражданин видит должностное преступление – он обязан о нём сообщить, не слушая опасных уродов, считающих это стукачеством.
Тем, кому близка блатная мораль – место на тех же нарах, для вразумления и перевоспитания.
Как я замечал, такие ребята рано или поздно там и оказываются, в соответствии с убеждениями. Вы согласны?
С Вами трудно не согласиться…
Все хотят жить лучше, но кто то должен всё это им обеспечить. Вот о гражданской позиции людей искусства, хотелось бы спросить.
Художник и Власть.
Какими должны быть взаимоотношения? Ведь согласитесь, что слаб человек, тем более выступающий против целой системы.
Модель поведения Дон Кихота (или Моськи, с иной точки зрения) в искусстве мне совсем не нравится, но так уж получается: тридцать лет спокойно рисуешь карикатуры - тебя знает узкий круг друзей и заказчиков.
Запретили выставку, сняли работы – мгновенно слетаются журналисты, блогеры, правозащитники, о тебе пишет английская пресса и говорит американское радио.
Месяц-полтора, не дольше.
Дон Кихотов становится много: есть такая профессия – на чью-то мельницу воду лить. Грань между творчеством и политикой вполне различима.
Не соглашусь с теоретиками, проповедующими «чистое искусство», безыдейность, аполитичность, отвергающими заодно с соцреализмом и великих передвижников, и Гойю, и Домье.
Сейчас много таких искусствоведов. Серебряный век, декаданс, «Мир искусства», помните?
Кроме самих искусствоведов, их мало кто помнит, вот в чём дело. А репинских грустных «бурлаков» - все помнят.
Известные мне творческие люди придерживались самых различных взглядов, и это прекрасно.
Приветствую самый широкий спектр гражданских позиций («Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ») и уважаю представителя почти любой политической ориентации, если его слова не расходятся с делом.
А то слишком часто получается некрасиво.
Известный блогер-литератор на либеральном сайте гордо именует себя «либертарианцем», но далее на пяти страницах пишет нечто противоположное – Бжезинский с Геббельсом покраснели бы от смущения.
С писателей и художников спрос больше, чем с политиканов – вот Зюганов запросто смешивает православие, национализм и коммунизм, а Лукашенко и вовсе назвал себя «Я – православный атеист!», но им теперь уже всё простительно.
Про Жирика лучше совсем умолчим.
Однако встречаются умные, одарённые авторы, которых не назовёшь убогими клоунами, знающие, что творят. К ним претензии серьёзнее.
Продолжение встречи в следующем материале.