nipolin (nipolin) wrote in m_introduction,
nipolin
nipolin
m_introduction

Categories:

Теория упорядочивания9-1

9.1. Переход к феодализму

Феодализм возникает, когда община превращается в войско, в орду, в государство для завоевания других общин и грабежа их, что со временем приобретает форму дани или налогов. В отличие от рабовладения, которое возникает вследствие распада общины и появления долгового рабства. Меновые отношения выходят на передний план, но сам акт обмена может совершаться только под контролем общества, то есть в конечном счёте меновые отношения подчиняются трудовым отношениям людей, ибо долг есть понятие социальное. Поэтому рабы являются частью общины, собственностью общины, о которой надо заботиться как о всякой другой собственности, как, например, заботятся о домашнем скоте. Рабы в виде военной добычи остаются в том же качестве домашнего скота. Так называемый азиатский способ производства эпохи рабовладения отличается тем, что меновые отношения возникают между государством и общинами, когда общины целиком попадают в долговое рабство государства.


Первое тысячелетие новой эры прошло под знаком распада рабовладельческих империй и образования феодальных государств. Феодализм в своём развитии проходит этапы: становления (рэкит, разбой), антагонизма (междоусобица и фронда) и гармонии (абсолютизм). Этап становления завершается образованием феодальной пирамиды, основанной на насилии, представляющей прообраз государства, . На этапе антагонизма феодальная пирамида в ходе междоусобицы рассыпается. Наконец, после раздвоения антагонизма возникает абсолютизм в качестве гармонии феодализма, а фронда продолжает представлять антагонизм, противостоящий гармонии. Феодальная пирамида заново собирается под властью монарха и получает форму государства с бюрократией, противостоящей фронде.

Всё куплю, сказало злато, всё возьму, сказал булат (А.С. Пушкин).
У государства, которое есть извращённый венец трудовых отношений общины, есть примат над меновыми отношениями, над торговцами. Это феодализм. Феодализм есть антагонизм эксплуататорского строя, а последний есть антагонизм социосферы. Таким образом, второй антагонизм есть возврат к становлению социосферы, к первобытнообщинному строю. В феодализме, как и в первобытнообщинном строе примат принадлежит социальному, то есть трудовым отношениям в условиях феодализма, только этот примат в феодализме принял извращённую форму примата государства (тогда как государство, в свою очередь, есть извращённая форма иерархии, вырастающей из трудовых отношений общины). В религии находит выход стремление к коллективизму, утерянному при распаде первобытной общины.

По аналогии: социосфера - антагонизм Живой Материи, которая есть антагонизма Материи. Второй антагонизм есть возврат к становлению Материи, то есть к Неживой Материи. Примат электромагнетизма в последней принял извращённую форму примата передачи информации над добычей информации в социосфере.


Антагонизм гармонии повторяет антагонизм, предшествующий гармонии.
Антагонизм антагонизма повторяет становление, предшествующее антагонизму.
Антагонизм становления повторяет предшествующую гармонию высшего уровня.


Антагонизм феодализма - междоусобица - есть возврат к становлению высшего антагонизма, возврат к становлению эксплуататорского строя, возврат к рабовладению. Феодальная междоусобица есть отрицание феодальной пирамиды внутри этой самой пирамиды. Это отрицание не может не опираться на меновые отношения, которые образуют противоречие с государством, которое есть извращённая форма иерархии, вырастающей из трудовых отношений общины, то есть меновые отношения противостоят насилию (золото против булата).

Поэтому рабовладение как становление эксплуататорского строя образовано приматом меновых отношений над трудовыми отношениями. Люди превращались в рабов вследствие обмена своей жизни на предметы потребления, необходимые для жизни, соответственно, сами люди добровольно стали предметами потребления, а в качестве военной добычи также обменивались на предметы потребления. Следовательно, насилие осуществлялось по заказу меновых отношений, что означает примат торговцев над государством.

При феодализме институт рабовладения продолжал существовать только в форме военной добычи. Итак, междоусобица как антагонизм феодализма характеризуется стремлением к возврату примата меновых отношений над насилием. Это стремление осталось в форме феодальной фронды при переходе к абсолютизму. Абсолютизм образовался в результате раздвоения междоусобицы. Феодальная фронда, противостоявшая абсолютизму и опиравшаяся на меновые отношения, послужила основой нового порядка, капитализма, в котором меновые отношения возвратили свой примат над государством. В этой связи, требование анархистов отменить государство поддерживает примат торговой иерархии.

Почему эволюция феодализма в Европе и Азии столь различна, другими словами, почему развитие эксплуататорского строя в Европе и Азии пошло разными путями. По-видимому, корень проблемы состоит в роли общины в этом развитии. Феодализм в Западной Европе образовался на обломках Западно-Римской рабовладельческой империи в ходе завоевания её племенами германцев, в которых уже произошёл распад общины и община превратилась в войско. Аналогичные процессы распада общин использовал Чингизхан для формирования из них войска и установления феодальной империи скотоводов-кочевников, быстро распавшейся в наступившей стадии междоусобицы. Очевидно, империи земледельцев более устойчивы, ибо способны преодолевать стадию междоусобицы.

Восточно-Римская рабовладельческая империя смогла благополучно превратиться в феодальную империю, просуществовавшую около тысячи лет, пока не была завоёвана окружающими племенами и феодальными государствами. Но этот плавный переход к феодализму в Византии имел место потому, что не прошёл распад общин, так как государство стремилось сохранить их для управления людьми. В целом, этот способ управления можно назвать азиатским способом производства, где государству противостоит не отдельный человек, а община. Восстание общин может низвергнуть государство, но только для того, чтобы установить новое государство. Меновые отношения вынужденно остаются под контролем государства, ибо только свобода рынка способны разделить общину на отдельных людей со своей свободой воли. Также государственный контроль над торговлей препятствовал появлению торговой фронды. Вот почему один китайский император запретил заморскую торговлю и велел сжечь большие корабли. В итоге, несколько веков спустя Китай получил опиумные войны, в ходе которых интервенты получили поддержку со стороны торговой иерархии, возникшей в недрах китайского абсолютизма.

Абсолютизм возникает как иерархия из сети феодальных иерархий как реакция низов общества на междоусобицу. Поэтому абсолютизм при отрицании междоусобицы вынужденно опирается на общественную потребность единого порядка, гарантом которого должен выступать монарх. Мировоззрение в форме религии возникает вместе с феодализмом, но религия никогда не обладает субъектностью, всегда используется в общественной борьбе в качестве инструмента, хотя всегда держит нос по ветру.

Абсолютизм в качестве гармонии феодализма есть возврат к становлению, к этапу рэкета, когда насилие имело примат над всякими феодальными отношениями. Но в условиях гармонии это насилие осуществляется посредством этих же феодальных отношений, в чём и состоит отрицание (второе отрицание в рамках феодализма) междоусобицы. Тогда как первое отрицание при переходе из этапа становления феодализма в этап антагонизма есть отрицание насилия феодальными отношениями в рамках феодальной пирамиды. При возникновении абсолютизма из междоусобицы образуется противоречие абсолютизма (гармония) и вновь собранной феодальной пирамиды (антагонизм). Их взаимодействие определяет дальнейшую историю феодализма и возможный переход к капитализму.

ПРОЕКТ НООСФЕРА КАК УПОРЯДОЧИВАНИЕ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments