nipolin (nipolin) wrote in m_introduction,
nipolin
nipolin
m_introduction

Category:

Теория упорядочивания2

2. О новой теории познания для синтеза знания

Теория упорядочивания должна предсказывать новую организацию, которая послужит зародышем нового порядка в ходе развития. Следовательно, она должна иметь эвристический потенциал, который, оставаясь в сфере идеального, будет направлять целеполагание в ходе разумного развития. Поэтому теория познания на основе теории развития и теории упорядочивания обеспечит субъектность для практики познания.

Познание, являясь антиэнтропийным процессом, необходимо развитию. Возникает вопрос, может ли человеческое мышление объять, постигнуть, познать формы мироздания. Так как Материя относится к гармоничному этапу противоречия: развитие - взаимосвязь, то познать её может только развивающаяся человеческая личность с помощью теории развития.


Существует гипотеза, что мышление происходит в рамках противоречия порядок - беспорядок, что соответствует движущему противоречию БЫТИЯ. Если это так, то БЫТИЕ может быть познано с помощью теории упорядочивания, заключающей внутри себя и теорию развития. При этом абстрактное мышление оказывается выше БЫТИЯ, ибо упорядочивание в БЫТИИ занимает положение косвенного примата, а в мышлении - непосредственного примата. Мышление, следовательно, способно постигнуть и ПОКОЙ и ПОРЯДОК.

Абстрактное мышление протекает в рамках противоречия порядок-беспорядок. Это противоречие аналогично движущему противоречию КОСМОСА (мироздания) - примат упорядочивания относительно свободы. Свобода здесь понимается как абсолютное изменение. Человеческое мышление проходит этапы - сознание, самосознание, разум. Разум есть возврат к исходному сознанию с учётом самосознания. Исходное сознание формируется на базе развивающейся общественной практики в рамках мировоззрения и здесь, в силу потребности развития общества, появляется возможность субъектности практики познания относительно общественной практики.

Также и человеческое познание проходит три этапа - эмпирика, аналитика (классификация), синтез. Синтез есть возврат к эмпирике с учётом аналитики. Таким образом, синтез есть упорядоченная эмпирика, есть возврат к исходной парадигме или системе догматов, аксиом. Требуется новая эмпирика, новый общественный запрос, чтобы вновь запустить процесс человеческого познания. Если синтез проводить с учётом аналитики, построенной на теории развития, то познание выйдет за пределы человеческого познания, возвысится над социосферой и возникнет ноосфера, где познание будет иметь примат над общественной практикой, то есть познание будет опережать запросы практики. Следовательно, цель познания - выйти из рамок антропоцентризма и возвыситься до рамок витацентризма, то есть до пределов Живой Материи.

Обычный научный поиск ограничен констатацией имеющегося положения вещей, то есть он не обладает субъектностью. Как говорил Маркс, осознание приходит после того,, как событие свершилось, post festum - после праздника, как похмелье. Также и у Гегеля есть соображение, что после осознания чего-либо его уже нельзя изменить, поздно. Это обстоятельство - следствие того положения, что бытие определяет сознание. Поэтому познающий субъект вынужден превращаться в объект в ходе познания, но завершая познание, возвращаться к своей субъектности посредством синтеза знания. Об этом ясно сказал Маркс, выделив в рамках абстрактного мышления нисходящий путь - "...от конкретного, данного в представлении, ко все более тощим абстракциям" и восходящий путь "...к богатой совокупности, с многочисленными определениями и отношениями... На первом пути полное представление испаряется до степени абстрактного определения, на втором пути абстрактные определения ведут к воспроизведению конкретного посредством мышления". Как обобщение марксова подхода Ленин выделил в процессе познания три этапа: "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности".

Человеческое познание протекает в рамках противоречия чувственное восприятие - абстрактное мышление при условии примата чувственности в том или ином виде. На антагонистическом этапе этого противоречия понятия, возникшие в ответ на чувственное восприятие, приобретают относительную свободу. Вследствие этого обстоятельства познание может приобрести субъектность, если абстрактное мышление с помощью теории развития найдёт соответствующую основу в развивающемся мире. Тогда синтез знания позволит опережать развитие и на этой основе создавать новую организацию чувственного восприятия, что обеспечит практике познания субъектность.

Анархия мать порядка. Это так, ибо развитие проходит этап разупорядочивания, который заканчивается образованием нового порядка. Познание посредством абстрактного мышления также стремится достичь нового порядка путём критики старых теорий. Синтез знания открывает пространство для новой критики и создания обновлённой теории. Добыча информации в ноосфере посредством синтеза знания превращается в производство идеальной модели мироздания. В итоге мы приходим в стадию гармонии антагонистического этапа движущего противоречия Материи - противоречия действительного и идеального.

На гармоничной стадии антагонизма Материи, в ноосфере, где добыча информации достигнет примата над передачей информации, абстрактное мышление достигнет своей вершины. Абстрактное мышление из чёрно-белого, одномерного, превратится в многомерное, в многослойное, используя в качестве модели сеть конкретных противоречий.
(рис. 1)



Слои абстрактного мышления из сети конкретных противоречий:
1. Социосфера - социальное против биологического (антагонизм Живой Материи).
2. Живая Материя - информационное взаимодействие против химического взаимодействия (антагонизм Материи).
3. Материя - действительное против идеального (возможного) (гармония БЫТИЯ).
4. БЫТИЕ - развитие против взаимосвязи (антагонизм КОСМОСА).
5. КОСМОС - упорядочивание против свободы (абсолютного изменения).

Понятно, что противоречие - социальное против биологического - имеет различные формы. Например, личность и коллектив, коллектив и общественный класс, противоречие классов внутри государств, противоречие государств и социальных систем внутри социосферы.

В теории струн появляются 10-11 измерений и больше. Однако эта теория описывает виртуальность методом детерминизма и, поэтому, неспособна описать Материю как синтез Хаоса и Виртуальности. Метод детерминизма следует подчинить теории развития. Перечисленные пять слоёв абстрактного мышления образованы противоречиями, следовательно, пространство абстрактного мышления может иметь 10 измерений.

ПРОЕКТ НООСФЕРА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments