nipolin (nipolin) wrote in m_introduction,
nipolin
nipolin
m_introduction

РАВЕНСТВО-СВОБОДА-БРАТСТВО

Проблема соотношения или взаимоотношения коллективизма и индивидуализма есть основная проблема развития социосферы.

Эрих Фромм в книге БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ (1941) делал ставку на индивидуализм.
"Будущее демократии зависит от реализации индивидуализма, который был идеологической целью всего духовного развития Нового времени начиная с эпохи Возрождения. Культурный и политический кризис наших дней объясняется не тем, что индивидуализма стало слишком много, а тем, что наш так называемый индивидуализм превратился в пустую оболочку."

"Политический кризис наших дней" - это социализм в СССР и нацизм в Германии, где победил коллективизм и где убежали от свободы. Но, как всякий догматик, он от индивидуализма перескакивает к коллективизму, не осознавая этого и не испытывая никаких сомнений.
"Прогресс демократии должен заключаться в развитии действительной свободы, инициативы и спонтанности индивида; причём не только в сугубо личных или духовных сферах, но и прежде всего в той деятельности, на которой строится всё существование каждого человека, — в его труде. Каковы общие условия для этого? Нерациональное, бесплановое общество должно быть заменено обществом с плановой экономикой, которая позволит объединять и концентрировать усилия всего общества. Общество должно овладеть социальными процессами так же рационально, как овладело процессами природными. Главное условие для этого — уничтожение тайной власти небольшой кучки дельцов, хозяйничающих в экономике, без какой-либо ответственности перед массой людей, чьи судьбы зависят от их решений. Мы можем назвать такой общественный строй демократическим социализмом, но важно не название; важно организовать рациональную экономическую систему, которая служила бы интересам народа."

Итак, как только Эрих Фромм вспомнил о труде, тут же он подумал об обществе с плановой экономикой и об ответственности индивидуалиста перед обществом, то есть перед коллективом. В итоге он пришёл к примату коллективизма над индивидуализмом (не приходя к осознанию этого).

В предыдущем тексте СВОБОДА-РАВЕНСТВО-БРАТСТВО (https://new-rabochy.livejournal.com/783166.html) рассматривался этот лозунг французской революции. Этот лозунг свойствен всему эксплуататорскому строю, который возник как отрицание первобытно-общинного строя. Но последний характеризуется приматом коллективизма над индивидуализмом, причём индивидуализм ещё не приобрёл социальную форму, то есть был чисто биологическим. Тогда как в эксплуататорском строе примат принадлежит уже индивидуализму, в котором биологическое прикрыто социальной формой. Поэтому в лозунге свобода-равенство-братство свобода выражает биологиеские запросы личности, которые под воздействием коллективизма ограничиваются равенством (равная свобода), но в братстве возвращаются к господству индивидуализма над коллективизмом (свободное равенство).

Коммунистический строй как синтез первобытно-общинного и эксплуататорского строев и как возврат к примату коллективизма над индивидуализмом должен отталкиваться от равенства, а не от свободы. Поэтому его лозунг - равенство-свобода-братство. Равенство соответствует примату коллективизма над индивидуализмом. Под воздействием последнего равенство ограничивается свободой (свободное равенство), а в братстве возвращаемся к примату коллективизма над индивидуализмом (равная свобода).

Формула "свободное равенство" определена для третьей стадии эксплуататорского строя и для второй стадии коммунистического строя. По-видимому, этим совпадением объясняется конвергенция (похожие признаки, рыба-кит) капитализма и социализма.

ПРОЕКТ НООСФЕРА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments