analitik_2009 (analitik_2009) wrote in m_introduction,
analitik_2009
analitik_2009
m_introduction

Categories:

Денис Лопатин! The Show Must Go On.

Сам о себе он пишет так:
Художник шаржей, карикатур, комиксов, надгробных памятников и т.д. :)

medium_lopatin_karikaturi__25_

Образование: Минский Архитектурно-строительный техникум; Белорусский Государственный Университет Культуры.


в прессе с 1994 года.
Персональные выставки:

1998 - Могилев, Беларусь
1998 - Минск, Беларусь
2000 - Люблин, Польша
2000 - Минск, Беларусь
2003 - Петропавловск - Камчатский, Россия
2004 - Табор, Чехия
2004 - Петропавловск - Камчатский, Россия
2005 - Петропавловск - Камчатский, Россия
2011 -
Петропавловск - Камчатский, Россия

В 2011 году камчатский художник Денис Лопатин стал дипломантом сразу двух крупных международных конкурсов - один проходил в Германии, другой в Португалии.
Причем, португальский «World Press Cartoon» считается самым престижным в мире форумом мастеров шаржа и карикатуры.
Раньше никто из русских художников ничего на нём не выигрывал...



s640x480

Награды и регалии:

Четыре судебные повестки за карикатуру;
Одна запрещённая выставка в худмузее, закрытая губернатором;
Один вызов в прокуратуру за комикс;
Одно последнее предупреждение от комиссии по надзору за СМИ;
Одно изгнание из зала суда за зарисовку судебного процесса.


В апреле 2011 года Денис Лопатин участвовал во всемирном конкурсе профессиональных карикатуристов-шаржистов в социальной сети Фейсбук и сразу сорвал Гран-при.


denis_lopatin_kondoliza

Не сталкивался ли Денис с завистью, интригами, подножками?
Ведь общеизвестно типично русское интеллигентское взаимоненавистничество, особенно в среде творческих людей.
Камчатский карикатурист отвечает, что после фейсбучного Гран-при некоторые художники из других стран психовали, что какой-то выскочка из России занял первое место.
Пускали в его адрес виртуальный яд.
Хотя голосование было честное, среди самих художников.



226580_1662991543613_5678402_n
Черный лебедь (Наталья Портман)

Со стороны российских карикатуристов Денис не испытывает злобы и зависти: «Наши все ласковые и добрые.
Журналистские карикатуристы и другие не чувствуют во мне угрозу, что я вторгаюсь в их область».


86669319_large_s640x4wsese80

Денис рисовал много, быстро и талантливо. Ему отдавали целые страницы под комиксы. У него всё получалось. Лица были узнаваемы.  
Денис относится к т.н. думающим карикатуристам и ему особо не надо было разжевывать сюжет. На него стали подавать в суды за его порой едкие карикатуры. Однажды запретили выставку в последний момент, т.к. губернатор счел, что некоторые  карикатуры осокрбляют достоинство некоторых женщин-чиновниц.



14666

А однажды он пришел на судебную коллегию Камчатской области. Тихо и скромно он рисовал лица судей, участников процесса.
Как вдруг судьи озадачились: «А что это вы там делаете?» Потребовали показать, что он рисует, а когда Денис отказался вся коллегия из трех судей проголосовала за его удаления из зала.
Спасибо хоть не постановили придать священному костру инквизиции его альбом для рисования. Это, пожалуй, единственный в своем роде абсурдный случай в российском а возможно и в мировом правосудии, которое иногда хочется назвать кривосудием.



«Вот наша жизнь: живём так, чтобы ослам было по вкусу»

20120501_10_karikatury

- Когда ты почувствовал тягу именно к карикатуре, что у тебя это получается. Ведь художников масса, но далеко не каждый из них сможет вот так изобразить, чтобы это вызывало улыбку?

- Да с самого детства я рисую всякие смешные картинки, карикатуры.
И меня постоянно за это ругали, требовали, чтобы я занимался чем-то серьезным.
Все считали, что это фигня, а вот классическая живопись, графика - это то, что надо.
Т.е. постоянно мне запрещали, и в детской художественной школе, и в минском архитектурно-строительном техникуме упрекали, что занимаюсь чем-то несерьезным, и в белорусском госуниверситете культуры.


не ссы

- Денис, еще несколько лет назад твои рисунки регулярно публиковались в камчатских газетах. Сегодня их можно увидеть нечасто. Почему?

- Сейчас такое время, что любую газету могут «притянуть» за что угодно.
Редакторы просто не хотят рисковать.
Тем более, что у некоторых изданий из-за моих рисунков неприятности уже возникали. Местные политики «вскормлены» советской пропагандой.
Для них быть нарисованным в карикатурном виде в газете – это что-то страшное.
Они, по старинке, думают, что это отразится на их карьере.

86669316_large_DSCN1871D0BAD0BED0BFD0B8D18F
Крокодиловы слезы. На выставку приходили дармоеды из Центра "Э" и камчатской Лубянки,
Они внимательно всматривались в эту картину.
Т.к. им кто-то донёс, что в образе крокодила карикатурист скрыл лик нового (старого) президента РФ.


- Каким образом чиновники оказывали давление на редакторов?

- Обычно дело заканчивалось телефонными звонками с угрозами.
Хотя один из вице-губернаторов догадался направить в редакцию газеты официальное письмо с требованием прекратить публикации шаржей и карикатур.
Однажды за дело бралась прокуратура.
Меня вызывали на допрос, выясняли – имел ли я умысел посеять межнациональную рознь?

В Европе тогда разгорался карикатурный скандал после публикации рисунков на пророка Мухаммеда.
Исламисты активно протестовали, выдвигали требования к властям.
Я нарисовал комикс о том, во что превратятся европейские города, если все требования протестующих будут выполнены.
По большому счету, рисунок был безобидный.
Мусульмане, во всяком случае, не высказывали претензий.

- Тебе встречались политики, которым нравилось – как ты их изображаешь?

- Я подозреваю, что в тайне шаржам на себя всегда радовался бывший камчатский губернатор Михаил Машковцев.


DSCN1905
Бывший вице-губернатор Камчатки Александр Дроздов, которого журналисты прозвали Геббельсом, т.к. он пытался контролировать тотально прессу.
А о себе он любил говориь: "Я полковник ГРУ!"


- Тем не менее, именно он в своё время пытался запретить твою выставку?

- Как мне объяснили, афишу выставки он увидел буквально за два часа до ее открытия.
И, что называется, распсиховался - бросил в бой тяжелую артиллерию в лице начальника управления культуры.
Тот прибежал в выставочный центр и в свойственной ему нецензурной манере заставил снять картины со стендов.
Это был 2005 год.
Ситуация на Камчатке тогда была относительно демократичной.
Экспозиция благополучно перекочевала в подвальное помещение дома прессы.
Там выставка прошла с огромным успехом.
И это неудивительно – ведь губернатор обеспечил великолепную рекламу…
Кстати, сегодня я понимаю, что коммунист Машковцев, оказывается, был очень свободолюбивым политиком по сравнению со своими последователями.


Поваренок и крысеныш
Ресторатор

Хорошему поваренку постоянно мешал сварить нормальный суп крысёныш, копошащийся в его голове со своими рецептами.


- Женщин-политиков твои рисунки, наверное, расстраивают сильнее, чем мужчин?

- Я уже и так стараюсь делать их максимально хорошенькими.
Но они все равно злятся.
Вице-губернатор Третьякова, как мне сказали, грозилась прекратить финансирование газеты, поместившей шарж на нее.
Так что я понимаю редакторов, которые не публикуют мои рисунки.
Их же могут и рублем наказать.
Зарплату журналистам нечем будет платить.
Практически у всех газет сейчас есть крючки, за которые власти могут их зацепить…
А вот какой крючок у директора краевой библиотеки, мне сложно понять.
Предоставив помещение под мою выставку, она выдвинула условие – никакой политики и никаких шаржей на камчатских руководителей.
Наверное, крючки у некоторых людей находятся в головах.


Олигархи и крысеныш
Олигархи и хомячок.

Карикатурист говорит, что на рисунке олигархи с хомячком.
А директор музея увидела в животном крысёныша, чертами лица смахивающего на известного персонажа и убрала кратину от греха подальше.
Потому что, как и многие, она жертва нынешних обстоятельств и живет в плену страха, что лучше убрать на всякий случай, а то как бы чего не вышло.

Т.е.  у нее сработала самоцензура, и видать рабство в душе она не изжила.
Потому как в России немало примеров когда лингвисты и искусствоведы из числа холуев нынешней власти легко вынесут вердикт что данное литературное (или нарисованное) произведение, слоган, картина, рисунок имеют признаки экстремизма, оскорбляют чью-то честь и достоинство, ну а дрессированному суду останется только вынести по такой экспертизе вердикт в угоду власти. 

- Непросто живется художнику на Камчатке?

- В других российских регионах я не жил, поэтому сравнить не могу.
Но здесь, по крайней мере, лучше, чем в Белоруссии, где мне довелось поработать.
Там, правда, интереснее.
Все четко, как на войне: с одной стороны диктатор, с другой - независимая пресса.



199360_1616203173933_3154827_n
Бацька.  От портрета веет какой-то суровостью и синевато-трупной холодностью...

- В Белоруссии есть независимая пресса?

- Есть. Но выходит она недолго. Как правило, один номер.

- Как ты относишься к обласканным властью суперзвездам советской карикатуры – Борису Ефимову, Кукрыниксам?

- В мировом масштабе они, конечно, совсем не звезды.
Уровень шаржа и карикатуры в советской России был крайне низок.
Настоящие мастера после революции убежали из страны.
Кукрыниксы -талантливые художники, но и они сильно проигрывали иностранным коллегам.
Что касается Бориса Ефимова, то он еще при царе печатал свои картинки в гламурных журналах.
А в дальнейшем каким-то уникальным образом умудрялся подстраиваться под любую власть. Его творчество идеально отражало каждый зигзаг генеральной линии партии.
А в перестройку он успел еще и поклеймить партаппаратчиков.
Мне завидно, конечно, что Ефимов прожил 108 лет.
Но как он их прожил?
Всегда был флюгером.

По мне это крайняя точка в диапазоне творческих биографий художников.
Другая крайность – латиноамериканские карикатуристы, которые успевали нарисовать один шарж на диктатора, получали пулю в лоб и оставались в истории.
Они мне, безусловно, ближе, чем Борис Ефимов.
Но и до этого края доходить бы не хотелось.

86669318_large_element797108misc10

- Денис, есть ли для тебя карикатуристы-шаржисты мировые величины являющиеся авторитетом?

- Конечно.
Это американец Джейсон Сейлер, швейцарец Альберто Руссо, немец Себастьян Крюгер, Курт Джонс, англичане Пол Нойз и Родни Пайк, обладатель кучи премий китаец Жу Зи Зун, Амир Мохамед Такви Аджан, канадка Доминик Фильдерт.
Она кстати единственная женщина шаржист с мировым именем.
Есть второй т.н. эшелон карикатуристов.
Очень много латиноамериканцев, т.к. у них там принято гротескное изображение портретов, огромные носы и волочащиеся по земле челюсти.
Много известных немцев, французов, итальянцев.
В России есть карикатурист с мировым именем Златковский, обладатель множества наград и до его уровня трудно досягнуть.
Его карикатуры есть на сайте Виктора Шендеровича.
Это продвинутый шаржист Владимир Молчанов.
Из газетных все знают Алексея Меринова, но я с ним не знаком, как и с остальными.
В России я считаю мало таких, как я, кто бы занимался танковым шаржем.
Это, как бы - не карикатура, и не шарж в чистом виде, и не чисто графика.
Это что-то непонятное, смешанное.



86669298_element797108misc9
Уродцы.

- Денис, есть у тебя любимый вид техники, материалы которыми ты рисуешь, как ты относишься к графическим планшетам?

- Планшетом пользуюсь, конечно, по мере необходимости, когда нужно побыстрее.
Но цифра мертвая.
Чтобы передать мысль я применяю часто смешанную технику.
Это не только акрилка, но порой смешиваю с маслом, карандашами, пастелью, гуашью.
Т.е. я применяю несколько техник, иногда использую флоуресцентные краски.

пуськи
- Правда, что шарж – это самая сложная форма портрета?

- Только в том случае, если он сделан качественно. Когда рисуешь шарж, надо всегда представлять настоящий образ человека и на его основе создавать новый образ – гротескно-преувеличенный. Сделать это не так уж просто.

- Заказчики шаржей высказывают какие-нибудь необычные пожелания?

- Подарочные шаржи люди, обычно, заказывают для своих близких.
И, естественно, хотят, чтобы они выглядели красиво. Часто приходится просто рисовать портрет человека, но с маленьким тельцем. Еще лучше, если этот человечек делает что-нибудь смешное…
К слову, иностранцы, напротив, недовольны, когда их недостаточно шаржируют. Западные художники до умопомрачения искажают черты лица.
Если, например, рисуют футболиста Рональдиньо, который имеет лошадиную челюсть, то на шарже она просто волочится по земле. Если рисуют Обаму, то он похож на чебурашку.

- Ты когда-нибудь рисовал шарж, чтобы кому-то отомстить?

- Нет. Да так, наверное, и не получилось бы. Эмоции все-таки нужны высокие.


едро
- То есть когда ты изобразил лицо функционера «Единой России» в форме задницы, тебя высокие эмоции вдохновляли?

- Я полагаю, что зритель разглядел второй смысл этого рисунка. Задница – это метафора общественной и политической деятельности чиновника-единоросса.

- Спасибо за беседу, Денис. Можешь на прощанье рассказать анекдот, который тебе кажется смешным?

- Лучше я расскажу не анекдот, а эпизод из истории.
Отец Александра Македонского Филипп шел со своей армией через Балканы кого-то завоевывать.
Надо было остановиться на ночлег, и Филипп предложил для стоянки очень красивое и живописное место.
Но помощник сказал, что останавливаться в этом месте нельзя, так как вокруг нет травы, следовательно, ослам из обоза будет нечего есть.
«Вот наша жизнь: живём так, чтобы ослам было по вкусу», - ответил Филипп.

207032_1616267175533_1501966400_31208532_566939_n

А это наш тебе подарок!



Спасибо!


Tags: Протестное настроение, Психологический портрет, Художественная практика
Subscribe

  • «Они делают каждый день изматывающим»

    16 мыслей о России немецкого философа: 1926 год Вальтер Беньямин «Московский дневник» Немецкий философ и теоретик культуры Вальтер…

  • Письмо Жан-Люка Нанси

    Вопрос ислама весьма сложен, но одно можно сказать наверняка: исламизм есть использование, эксплуатация и искажение ислама. На самом деле, в нем…

  • Образ, рассказ и смерть (Жорж Батай)

    Травматические визуальные образы, по своей распространенности в современной культуре сближающиеся с порнографическими, часто разделяют с ними и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 42 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • «Они делают каждый день изматывающим»

    16 мыслей о России немецкого философа: 1926 год Вальтер Беньямин «Московский дневник» Немецкий философ и теоретик культуры Вальтер…

  • Письмо Жан-Люка Нанси

    Вопрос ислама весьма сложен, но одно можно сказать наверняка: исламизм есть использование, эксплуатация и искажение ислама. На самом деле, в нем…

  • Образ, рассказ и смерть (Жорж Батай)

    Травматические визуальные образы, по своей распространенности в современной культуре сближающиеся с порнографическими, часто разделяют с ними и…