Lenmarx (lenmarx) wrote in m_introduction,
Lenmarx
lenmarx
m_introduction

Май 1968-го. Два течения, социальное и политическое

Я пережил события мая 1968-го несколько отстраненно.
В то время я преподавал в США.
Я вернулся в Париж 31 мая, первым же доступным рейсом; может быть поэтому (а, возможно, и ввиду моего болгарского происхождения) я всегда относился к этим событиям с некоторым отчуждением.


Maj-1968-go.-Dva-techeniya-social-noe-i-politicheskoe_articleimage

Я видел в них два совершенно разных течения: одно социальное, другое – политическое.


Трансформация социальных отношений была чем-то вроде откровения.
Жесткие иерархии, потерявшие оправдание в глазах интеллектуалов, развалились как карточные домики: исчезла "субординация" между мужчинами и женщинами, между пожилыми людьми и молодежью, между высшими и низшими классами.

Появилась возможность говорить более прямо, на менее церемонном языке и вести себя на публике менее скованно, без оглядки на конвенциональные догмы.
Это была пора расцвета феминистского движения, для женщин открылись новые возможности.
Кому сегодня придет в голову отбросить это наследие?

Совсем иная ситуация сложилась в сфере политического дискурса.
Посещая заседания бесчисленных комитетов и ассамблей, участник майских событий не мог сказать или услышать ничего выходившего за рамки коммунистической идеологии.
Конечно, и здесь наблюдалось некоторое разнообразие: на "консервативном" полюсе сгруппировались динозавры из Французской коммунистической партии, на "прогрессистском" – маоисты, а между ними располагались троцкисты, алтюссерианцы, анархисты, ситуационисты, представители "Движения 22 марта", последователи Фиделя и многие другие.

И если в социальной сфере бушевал величественный ветер перемен, то политические речи были пропитаны догматизмом и содержали бесконечные призывы (часто неосознанные) к установлению диктатуры.
Для таких, как я – выходцев из "стран социалистического лагеря", испытавших на себе прелести "реального социализма", – это была химера.

На первый взгляд, наследие 1968 года вскоре почти полностью изгладилось из памяти (если не считать особой популярности французских лидеров-троцкистов на президентских выборах).
Но через несколько лет проект насильственной социальной трансформации возродился в доктринах политических деятелей, называемых неоконсерваторами.
"Неоконы" проникли в коридоры власти в Соединенных Штатах, а теперь они пользуются влиянием также и во Франции.
В их лице мы имеем дело с адептами перманентной революции, иной по целям, но аналогичной по своей природе: эти политики до сих пор видят свою задачу в полном истреблении врага.
И часто это те же люди, которые принимали участие в событиях 1968 года!
Что касается этого наследия, то оно не заслуживает сожаления: от него следует отказаться – и чем скорее, тем лучше.

Цветан ТОДОРОВ (Tzvetan Todorov) – философ и теоретик культуры.


Tags: 1968, Методология, Методология марксизма
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 67 comments