Analitik (analitik_tomsk) wrote in m_introduction,
Analitik
analitik_tomsk
m_introduction

Categories:

Жижек в Берлине.

Хочу предложить вам текст от  художника по профессии, женщины.
Текст о Славое Жижике.


Женщина и художник в одном флаконе представляет, по моим ощущениям,  гремучую смесь, коктейль Молотова, правду повседневной "войны", "войны" повседневности  :)
Помню, как-то я попал в одну контору когнитариата, где всех  сослуживцев подавлял один из начальников сектора своей неуемной активностью, значимостью и креативностью.
В свое время он защитил толстую кандидатскую диссертацию про что-то там в носу...
"Сволочь, но умный", - вот то стойкое убеждение, которое нависало над коллективом тихим прессом давило мозг его сослуживцев, подавляло проявление их инициативы, пошло отсылало их в стадо человекообразных, пьющих чай, сидящих в сети, протирающих штаны в конторе, но только не получающих удовольствие от своей работы, не имеющих возможность самостоятельно думать.
Наскоками я бывал довольно часто в этом сообществе равных по профессии, над которым порхал интеллект этого "царя  горы" когнитарианского качества знания.
Я был сторонним человеком, не очень то и зависимым от этой конторы  и как-то публично оценил кичливость царя горы, которую он без устали насаждал и охранял в этом коллективе, в нашем с ним обсуждении некоторых совместных проблем, в присутствии большого молчаливого числа сослуживцев: "А, знаете,..  вы не умный, - вы образованный".
Последовала мертвая пауза, которую похоронил взрыв всеобщего  хохота.
Меня благодарили многие, в присутствии этого жлоба интеллекта и интеллектуального жлоба  :)
К чему я все это говорю при презентации этого текста?
По моим наблюдениям, женщинам не нужно делать усилие Мюнхгаузена, чтобы вытащить себя из болота чужих суждений, значимости статуса, положения и прочего...
Им не нужно самоидентифицироваться.
Это не их проблема!
Мужчина должен оказаться в другом сегменте действительного, чтоб оттуда посмотреть на себя самого в исходном сегменте своей идентификации и самоидентификации.
Женщина всегда приходит с кухни, из семьи, от детей в любой сегмент действительного и она априори обладает способностью оценить это действительное любого сегмента нашей мужской  жизни, в которой барахтаемся мы, мужики, если мы еще к тому же и барахтаемся там как мужики... а не как последние интеллектуальные сволочи.

Про Жлобство я уж промолчу...


Жижек в Берлине.

Берлинский институт Культурных программ провёл семинар с участием «словенской тройки»: Славоя Жижека (Slavoj Žižek), Алёнки Жупанчич (Alenka Zupančič) и Младена Долара (Mladen Dolar).
После окончания семинара Славой Жижек в рамках программы Гегелевских чтений прочёл отдельную лекцию в Берлинском свободном университете.
Несмотря на довольно специальную тему семинара, касающуюся определённых аспектов философии Гегеля, мест в зале не хватало.
Слушатели начали заполнять аудиторию за 2 часа до лекции, а многие так и не смогли попасть.
На лекцию в Свободном университете нужно было записываться за несколько недель.


Славой Жижек – абсолютная звезда социальных наук, его книги продаются огромными тиражами, и, кажется, что он способен собрать аудиторию почти любого размера.
К нему предъявляют много претензий: некоторые считают его радикалом, призывающим к сталинским репрессиям и восстановлению ГУЛАГа, другие – поверхностным клоуном, не способным заниматься серьёзной философией и развлекающим слушателей шутками и историями из массовой культуры, а кто-то видит в Жижеке идеологического лидера, способного изменить общественное мнение.

Арон Берг, американский поэт, готовящий курс для Берлинского открытого университета с аналогичной лекции Жижека темой «Прочитать Маркса через Гегеля», с которым мы ходили на лекцию, сказал: «Я думаю, что это замечательно! Благодаря Жижеку философией интересуются очень много людей. Ведь всё началось с Сократа, который и ввёл принцип логики, доступный всем гражданам полиса, в отличие от поэтики, которой наделены только избранные граждане – поэты».

Хороший преподаватель

Лекции посещала очень разношёрстная публика – художники, философы, политические активисты, хипстеры, интересующиеся новостями культуры пожилые дамы, профессиональная академическая элита.
Большинство подтягивалось к окончанию дня на завершающую лекцию Жижека.
Я ходила на все лекции, и мне было очень сложно.
Это очень сложно – слушать лекции о философии Гегеля!
Особенно непросто было слушать лекции двух товарищей Жижека – Алёнки Жупанчич и Младена Долара.
Последний не только говорит по-английски с акцентом, читает по бумажке, но и забывает придвинуть к себе микрофон и, главное, создаётся ощущение, что он разговаривает сам с собой.
Почти на все вопросы, которые ему задавали после лекции, Долар отвечал: «Это слишком сложная тема.
Нам потребуется целая лекция, чтобы рассмотреть этот вопрос в деталях».

Главное отличие Славоя Жижека в том, что он – хороший педагог и, как следствие, прекрасный оратор.
Жижек способен вживую разговаривать с залом, реагировать на смешки, вздохи, гнев или одобрение.

Энергии у Жижека – как у модного диджея.
Он постоянно сам себя перебивает, так много он хочет сказать, размахивает руками, предупреждает:

«Вот-вот, сейчас скажу самое главное!», «Подхожу к важнейшему месту!», «Ну, вы думаете, что это сложно? А я вам сейчас такой пример приведу, что вы, конечно, всё поймете!», «Да-да, я знаю, что долго говорю. Но это же просто невероятной красоты проблема. Нам необходимо это прочувствовать».

Мне показалось, что в институте, куда его пригласили, академическая часть аудитории относилась к Жижеку, если не враждебно, то насмешливо.
Первый вопрос после его лекции, ему задал директор института. Он спросил Жижека об использованным им в лекции примере из квантовой физики.

Вопрос директора не касался сути лекции Жижека, но указывал на неточность в физической терминологии, мол, заловили Жижека на месте преступления, теперь-то все увидят какой он троечник, как он говорит о том, о чём не имеет ни малейшего понятия!

Претензии одетый с иголочки профессор высказал с ядовитой вежливостью немецкого аристократа, обращаясь к потному словенскому мужику в обвислой майке. Засопев и шумно вытерев нос, Жижек поправил майку и ответил: «Вероятно, Вы, профессор, понимаете значительно больше меня в квантовой физике, но мне этот конкретный пример кажется увлекательнейшим, хорошо иллюстрирующим очень важную философскую проблему».

Он мне напомнил американского детского автора – Доктора Сьюза.

Сьюз стал классиком детской литературы не благодаря, а вопреки консенсусу среди знатоков и профессионалов.
Его книги продавались миллионными тиражами.
Дети обожали Доктора Сьюза.
В то же время довольно долго американские библиотеки отказывались ставить на полки «Кота в Шляпе» как книгу двусмысленную и даже неприличную («кот – нахал, хам» и «куда ушла эта мама, почему оставила детей одних?»).
Если бы не рыночный (в данном случае слово «рыночный» следует понимать как «народный») успех, у американской литературы не было бы своего Корнея Чуковского.

Абстракция и конкретика

Постоянно снабжая абстрактные философские построения конкретными примерами, Жижек на ходу переводил суть разговора с языка доступного пониманию профессионалов на язык доступный неподготовленной аудитории.

Он тщательно следил за тем, чтобы все мы, сидящие в зале, чувствовали себя включёнными, не теряли нить разговора.
Объясняя закон отрицания отрицания, он привёл пример, как с помощью диалектики Гегеля понимать классовую борьбу:

«Пролетариат против буржуазии – это когда победил пролетариат и уничтожил буржуазию?
Грубейшая ошибка и полное отсутствие диалектики!
Пролетариат, в случае реальной победы, должен исчезнуть вместе с буржуазией согласно диалектической логике».

Критикует Жижек и самого Гегеля, объявляя, что Гегель и сам-то был недостаточно гегельянцем.

Каждый может быть задет, представления о чём угодно могут быть опровергнуты.
Я видела, как кто-то в зале по-настоящему сердится, кто-то «ржёт-не-может», кто-то расстроился, а кто-то затаил злобу.
Жижек способен перекидывать мостик между сложными абстрактными теоретическими вопросами и реальной жизнью.

В качестве примеров гегелевской тотальности были взяты революции в Ливии и в Бахрейне, и сразу же зал оживился.
Я видела, что многие не согласились с его мнением, но большинство просто почувствовали себя в контексте событий, сумели зацепиться и прожить абстрактные философские проблемы, как собственные, которые могут повлиять на их отношения к событиям, которые разворачиваются прямо сейчас.

Зачем заниматься философией

После лекции Жижека обступили слушатели.
При том, что Жижек был явно усталым, он доброжелательно и на равных общался с аудиторией.
Внимательно выслушивал вопросы, в том числе от экзальтированных старушек и модных хипстеров, и старался отвечать максимально серьёзно.

Среди прочих к Жижеку подошла строгая японская девушка невероятной красоты и с довольно суровым выражением лица спросила: «А почему вы считаете, что философия должна быть популярной? Зачем нужны все эти примеры из поп-культуры? Не лучше ли, чтобы философия оставалась в руках экспертов, которые реально понимают, зачем и что нужно?».

Жижек так же серьёзно ей ответил, что образование – это не способность квалифицированно отвечать на поставленные другими вопросы, а умение самостоятельно формулировать собственные вопросы.

Он сказал, что образование – это не специальность, не зона экспертизы, в рамках которой ты можешь быть полезным и применимым.

«Вот нам сейчас говорят: «Ой, случилась революция в Египте, ну давайте позовём экспертов, пусть они там всё пофиксят!».

Нам говорят: «Мы слишком много денег и времени тратим на абстрактные вопросы и никому не нужные профессии. Давайте заменим все эти бессмысленные департаменты философии, искусства и гуманитарных наук на образование нужное и полезное – от инженерного до бухгалтерского учёта».

И ведь закрывают, закрывают факультеты. В Англии закрыли в прошлом году.

Или нам кричат: «Зачем вы тут сидите, лясы точите?
В Африке дети голодают!
Давайте все вместе соберёмся и пойдем их спасать, а потом уже, когда дети будут сыты, мы разберёмся со всеми этими теориями про социализм и коммунизм!».
Нет, так не бывает! Не бывает так: сначала сделаем, а потом подумаем!
Именно события в арабском мире сейчас доказывают, что нам нужна теория.
Вот скинули диктатора?
А что дальше делать?
Нет никакой работающей, принятой массами теории».

nikadubrovsky
Tags: Жижек, Методология марксизма
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments