Lenmarx (lenmarx) wrote in m_introduction,
Lenmarx
lenmarx
m_introduction

Categories:

«Советский язык и его последствия»: лекция Николая Вахтина о проблеме «публичной немоты»



«Синдром публичной немоты», неумение публично высказываться и отсутствие общественной дискуссии — наследие, которое досталось нам от советского прошлого. В своей лекции Николай Вахтин рассказывает, как образовывался советский язык, какую роль в тоталитарном дискурсе сыграла ритуализованная речь и к каким проблемам современного общества привели 70 лет пропагандистских клише и деформации смыслов.

Справки, присяги, некрологи — всем нам знаком ритуализованный язык. Но что бывает, когда ритуализованная речь преодолевает узкие границы жанров, в которых она обычно бытует, и разрастается до масштабов официального государственного языка: проникает в СМИ, политический дискурс, художественную литературу, межличностное общение?

Не стоит далеко ходить — вспомним хотя бы советскую действительность и советский язык: собрания, заседания и повестки дня, участники которых вынуждены были выслушивать длинные, никому не интересные партийные монологи с вопросами, бесконечно далёкими от жизни «заседающих», огромные передовицы газет, сквозь штампы которых невозможно было продраться к информации и приходилось собирать её по крупицам, пустые лозунги, бесконечно далёкие от реальности…

Но что заставляло участников этого театра играть предложенные им роли, и как 70 лет этой игры повлияли на сегодняшний день? Доктор филологических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге,  главный научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН Николай Борисович Вахтин предпринимает попытку ответить на эти вопросы и представляет взгляд антрополога на советское наследие в языке.

Рассказывая, что такое «ритуализованная речь» и чем она отличается от нормального высказывания, учёный отмечает, что в такой речи утрачивается оппозиция «истинное-ложное» и укрепляется оппозиция «правильное-неправильное», что полностью определяет её оторванность от реальности, а информационная функция оказывается неважной. Когда же ритуализованная речь становится орудием тоталитарного дискурса, у нее появляются чёткие задачи, главная из которых — создание «правильной» и предсказуемой картины мира. Ведь, как отмечала Ханна Арендт (подробнее смотритепубличные лекции о философии Ханны Арендт):



Тоталитаризм не допускает никакой деятельности, которая не была бы полностью предсказуема.


Таким образом, в основу тоталитарного дискурса кладется не просто ложь, но лицемерная, сознательная и намеренная ложь, нейтрализующая истину. Так возникает советский язык или тоталитарный дискурс, который со временем порождает игнорирование различий между истинным и ложным, усвоение информации без понимания, деформацию смыслов и разрушение рефлексии, за которыми следуют «синдром публичной немоты», неумение публично высказываться, отсутствие общественной дискуссии и тотальную невозможность найти общий язык и договориться. Кажется, нам всё это знакомо.

Лекция Николая Вахтина — это попытка выделить и осмыслить особенности советского языка, которые стали причинами нескольких «болезней» современного общества. Каких? Смотрим видео и разбираемся. Как-никак, актуальненько.

Источник: Фонд Иофе.

Tags: Психологический портрет, Психология творчества
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments